Preview

Вопросы современной педиатрии

Расширенный поиск

ЭКСПЕРТНАЯ МОДЕЛЬ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ КАК ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО МОНИТОРИНГА

Аннотация

Для обеспечения широкого круга специалистов достоверной информацией о состоянии здоровья детей и подростков, необходимо создание новых систем наблюдения за ним, основанных на междисциплинарных принципах. Настоящая статья посвящена описанию экспертной модели здоровья, которая дает основания для построения таких систем. В исследовании приняли участие 132 эксперта: врачи, психологи, педагоги, философы, социологи, старшие подростки, взрослое население, независимо от профессиональной принадлежности. При построении экспертной модели здоровья использован метод Делфи. Для классификации показателей здоровья и факторов, воздействующих на него, применен факторный анализ. В итоге получена детализированная номинальная экспертная классификация, на основании которой можно классифицировать состояние здоровья, как объект, имеющий определенные свойства и зависящий от определенных внешних факторов. В совокупности номинальная экспертная классификация включает 36 показателей состояния здоровья и 37 факторов, влияющих на него. В результате факторного анализа получена порядковая экспертная классификация, которая позволила определить уровень значимости каждого показателя.
Ключевые слова: здоровье, мониторинг, экспертные опросы, мониторинг здоровья.
(Вопросы современной педиатрии. 2008;7(6):7-16)

Об авторах

С.М. Чечельницкая
Федеральный научно-клинический центр детской гематологии, онкологии и иммунологии, Москва Московский государственный индустриальный университет
Россия


А.А. Михеева
Федеральный научно-клинический центр детской гематологии, онкологии и иммунологии, Москва Московский государственный индустриальный университет
Россия


М.В. Тимакова
Российский государственный медицинский университет, Москва
Россия


В.Т. Финагин
Московский государственный индустриальный университет
Россия


А.Г. Румянцев
Федеральный научно-клинический центр детской гематологии, онкологии и иммунологии, Москва Российский государственный медицинский университет, Москва
Россия


Список литературы

1. Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья. СПб.1999. 1023 с.

2. Журавлева И.В. Здоровье подростков: социологический анализ. М.: Институт социологии РАН. 2002. 240 с.

3. Steinkamp G., Meier B. Auswirkungen elterlicher Erwerbslosigkeit auf Lebensperspektiven und soziale Karrieren von Kindern und Jugendlichen. Schweizerische Zeitschrift Soziologie. 1985; 11 (2): 265–278.

4. Долицкий А.И., Мельцер А.В., Муравьева Л.Л. и др. Медико-экологическая оценка семьи как элемент социально-гигиенического мониторинга. Социально-гигиенический мониторинг – практика применения и научное обеспечение. Сборник научных трудов под общей редакцией А.И. Потапова. М. 2000. Ч. 2. С. 52–56.

5. Siegrist J., Dittmann K., Rittner K. et al. Soziale Belastungen und Herzinfarkt: Eine medizin-soziologische Fall Kontroll Studie. Stuttgart: Enke. 2000.

6. Кобринский Б.А. Медико-экологический мониторинг как основа профилактики хронической патологии у детей. Российский вестник перинатологии и педиатрии. 1994; 5: 2–5.

7. Концевая А.В., Калинина А.М., Омельяненко М.Г. и др. Характеристика качества жизни и самооценки как маркер готовности пациентов к участию в профилактических мероприятиях. Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 2006; 9 (6): 21–26.

8. Шувалова B.C., Шиняева О.В. Здоровье учащихся и образовательная среда. Социологические исследования. 2000; 5: 75–80.

9. Лагунов С.И., Малыхин С.Н. Об интеграции социально-гигиенического и медико-эпидемиологического мониторинга. Социально–гигиенический мониторинг – практика применения и научное обеспечение. Сб. научных трудов. Под общей редакцией А.И. Потапова. М. 2000. Ч.I. С. 118–123.

10. Эндакова Э.А., Лучанинова В.Н. Теоретические вопросы индивидуального, общественного и семейного здоровья. Проблемы сохранения здоровья семьи. Сб. научных трудов. Владивосток. 2000. С. 3–11.

11. Young people's health in context. Health Behaviour in School-aged Children (HBSC) study: international report from the 2001/2002 survey. Ed. C. Currie, C. Roberts, A. Morgan, R. Smith, W. Settertobulte, O. Samdal, V. Rasmussen. Copenhagen: World Health Organization Regional Office for Europe. 2004. 248 p.

12. Health and health behavior among young people. WHO Policy Series: Health policy for children and adolescents Issue 1. International Report. Ed. C. Currie, K. Hurrelmann, W. Settertobulte, R. Smith, J. Todd. Copenhagen: World Health Organization Regional Office for Europe. 2000. 132 p.

13. Назарова И.Б. Здоровье российского населения: факторы и характеристики (90 годы). Социологические исследования. 2003; 11: 57–69.

14. Полунина Н.В., Нестеренко Е.И., Ашанина И.М. Медико-социальные факторы риска и их профилактика. Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 2001; 4 (2): 10–12.


Рецензия

Для цитирования:


Чечельницкая С., Михеева А., Тимакова М., Финагин В., Румянцев А. ЭКСПЕРТНАЯ МОДЕЛЬ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ КАК ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО МОНИТОРИНГА. Вопросы современной педиатрии. 2008;7(6):7-16.

For citation:


Chechel’nitskaya S., Mikheeva A., Timakova M., Finagin V., Rumyantsev A. EXPERT MODEL OF CHILDREN'S HEALTH AS A BASIS FOR THE CONSTRUCTION OF INTERDISCIPLINARY MONITORING. Current Pediatrics. 2008;7(6):7-16.

Просмотров: 471


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1682-5527 (Print)
ISSN 1682-5535 (Online)