Preview

Вопросы современной педиатрии

Расширенный поиск
Том 21, № 6 (2022)
Скачать выпуск PDF

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 

438-446 97
Аннотация

В обзоре обобщены сведения о преимуществах козьего молока как основы для производства адаптированных молочных смесей в соответствии с актуальными задачами вскармливания младенцев. Представлены характеристики основных нутриентов современных смесей, созданных на основе козьего молока. Сбалансированный белковый состав, обогащение -пальмитатом, наличие пребиотиков-олигосахаридов, природных нуклеотидов и пробиотиков приближают эти смеси к женскому молоку и обеспечивают их мультипотентные саногенетические эффекты.

Уникальный состав смесей из козьего молока позволяет обеспечить нормальный физический рост младенца, индуцирует становление местного и общего иммунитета через формирование адекватной кишечной микробиоты, поддерживает гармоничное функционирование оси «кишечник – головной мозг», что способствует коррекции вегето-висцеральных связей, нарушенных при функциональных расстройствах пищеварения. Все это позволяет рекомендовать использование смесей из козьего молока при вынужденном смешанном и искусственном вскармливании здоровых младенцев и детей с функциональными нарушениями пищеварения.

447-453 69
Аннотация

В статье обсуждаются проблемы моделирования защитных свойств грудного молока при создании детских молочных смесей. В первую очередь это касается условий формирования нормальной кишечной микробиоты растущего организма, поскольку количественные и качественные ее особенности являются триггером либо саногенетических, либо патологических иммунных и метаболических реакций, а также определяют функционирование оси «кишечник – головной мозг». Показаны протективная значимость разнообразия пребиотического состава молока млекопитающих и индуктивная роль олигосахаридов грудного молока. Представлена современная концепция участия синбиотиков в функционировании желудочно-кишечного тракта и других систем растущего организма, а также использования современных синбиотиков при создании детских молочных смесей, в том числе доступной отечественной смеси.

454-461 100
Аннотация

В статье представлен обзор основных стратегий совершенствования состава детских молочных смесей с применением современных технологий и тенденций минимизации техногенной нагрузки на окружающую среду. Определены возможные модификации количественных и качественных характеристик основных нутриентов молочных смесей, в том числе с учетом изменяющегося с возрастом состава продуктов, а также перспективы использования при создании смесей молока животных. Обсуждается целесообразность введения в состав смесей биологически активных субстанций и живых микроорганизмов – пробиотиков, их безопасность и эффективность.

462-466 70
Аннотация

В статье приводится анализ научной литературы, посвященной изучению эволюционных аспектов появления и развития грудного вскармливания. Представлены данные об особенностях состава молока у различных млекопитающих и его изменении в ходе эволюции. Отдельное внимание уделено олигосахаридам как уникальным компонентам грудного молока Homo sapiens.

467-478 80
Аннотация

В обзорной статье обобщены современные сведения об этиологии и патогенезе недостаточности питания у детей раннего возраста. Представлены актуальные требования к определению этого состояния, его диагностике и оценке степени тяжести с использованием информативных центильных шкал. Описаны характеристики наиболее распространенных клинических фенотипов недостаточности постнатального роста у младенцев — недоношенных различной степени зрелости, в том числе пациентов с бронхолегочной дисплазией, представлены дифференцированные подходы к нутритивной коррекции недостаточности питания у этих детей. В заключительном разделе статьи описаны особые нутритивные потребности у детей с врожденными пороками сердца в зависимости от характера и тяжести нарушений гемодинамики. Представлены современные нутритивные стратегии на этапе подготовки этих пациентов к оперативной коррекции и в послеоперационном периоде. Заслуживает внимания опыт использования высококалорийного/высокобелкового продукта для коррекции дефицита питания у наиболее уязвимых пациентов при описанных в обзоре фенотипах недостаточности питания.

479-486 60
Аннотация

Представлено описание нового перспективного метода функциональной нейровизуализации — функциональной ближней инфракрасной спектроскопии (фБИКС — functional near-infrared spectroscopy; fNIRS). Изложены общие сведения о функциональной томографии и особенностях ее проведения у детей. Дано краткое описание истории разработки фБИКС, самого метода, его преимуществ и недостатков. Освещены сферы применения фБИКС в науке и клинической практике. Описаны особенности фБИКС, определено место метода в числе прочих методов функциональной томографии. Отмечено, что фБИКС существенно дополняет другие исследовательские и диагностические методы, в числе которых функциональная магнитно-резонансная томография, электроэнцефалография, вызванные потенциалы, в том числе за счет расширения диапазона решаемых с помощью функциональной нейровизуализации научных и клинических задач.

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ 

487-492 78
Аннотация

Обоснование. Распространенность дефицита витамина D у детей в зависимости от географической широты проживания требует дополнительного изучения. Это необходимо для организации проведения профилактических мероприятий для снижения риска развития патологических состояний, связанных с дефицитом витамина D.

Цель исследования — изучить обеспеченность витамином D детей в возрасте 7–8 лет, проживающих в различных географических широтах одного субъекта Российской Федерации.

Методы. В исследование включали условно здоровых детей, проживающих в трех географических зонах (северной — 52°, центральной — 50°, южной — 48°) одного региона (Хабаровский край). Обеспеченность витамином D оценивали по концентрации 25(OH)D в сыворотке крови методом твердофазного иммуноферментного анализа. Недостаточность витамина D устанавливали при концентрации 25(OH)D 21–30 нг/мл, дефицит — 10–20 нг/мл, тяжелый дефицит — < 10 нг/мл; оптимальной считали концентрацию 25(OH)D в диапазоне 30–100 нг/мл.

Результаты. Установлено увеличение распространенности дефицита и недостаточности витамина D от южной (57%) к центральной (73%) и северной (83%) географическим зонам среди детей в возрасте 7–8 лет, проживающих в одном регионе. Распространенность дефицита и недостаточности витамина D (25(OH)D  30 нг/мл) среди детей, проживающих в северной географической зоне, была в 3,8 раза (95% доверительный интервал 1,2–12,7) выше, чем среди сверстников, проживающих на юге края.

Заключение. Одним из факторов, влияющих на концентрацию 25(OH)D в сыворотке крови детей региона, является уровень инсоляции, определяемый географической широтой проживания. Разница в 4° с.ш. является существенной в определении статуса витамина D у жителей относительно высоких широт. Необходимы дальнейшие исследования факторов, ассоциированных с концентрацией 25(OH)D у детей, проживающих в разных широтах (уровень инсоляции, число солнечных дней в году, особенности питания и быта семей).

493-500 66
Аннотация

Обоснование. На сегодняшний день имеется мало данных о характере чувствительности к конкретным антигенам аллергенов у детей первого года жизни с начальными проявлениями аллергии.

Цель исследования — определить особенности первичного профиля молекулярной сенсибилизации у младенцев из группы риска реализации атопических болезней в зависимости от их постнатального возраста.

Методы. Были обследованы доношенные младенцы, имеющие отягощенный семейный аллергологический анамнез и/или кожные/гастроинтестинальные симптомы аллергии: 1-я группа — 50 детей, возраст — 2,0 [1,0–3,0] мес; 2-я группа — 35 детей, возраст — 9,0 [8,0–11,0] мес.

Результаты. Наследственный риск атопии отмечался у 74% (37/50) в 1-й группе и у 71% (25/35) во 2-й. Среди пациентов 1-й группы 38% (19/50) получали грудное вскармливание, среди пациентов 2-й группы — 60% (21/35) детей; прикорм введен в 5,5 [5,0–6,0] мес жизни. Сенсибилизация была зарегистрирована у 10 и 37% детей соответственно. В 1-й группе дети были сенсибилизированы к антигенам пищевых аллергенов: коровье молоко/мясо (Bos d 6, Bos d 8), яичный белок (Gal d 1, Gal d 2, Gal d 3), соя (Gly m 6), креветки (Pen m 4); аэроаллергенов: клещ домашней пыли (Blo t 5, Der h 10), анизакиды (Ani s 3), таракан (Bla g 7). Во 2-й группе была выявлена сенсибилизация к антигенам пищевых аллергенов: коровье молоко (Bos d 6), яичный белок (Gal d 1, Gal d 2), соя (Gly m 6), арахис (Ara h 1, Ara h 2, Ara h 6), киви (Act d 1), пшеница (Tri a 19); аэроаллергенов: кошка (Fel d 1, Fel d 4), пыльца березы (Bet v 1). Поливалентная сенсибилизация была обнаружена у 4 и 6% соответственно.

Заключение. Дети первого года жизни имеют гораздо более широкий спектр аллергенов, к которым они чувствительны, чем принято считать. Помимо облигатных пищевых аллергенов, сенсибилизацию вызывают аэроаллергены: клещи домашней пыли, эпидермальные, пыльца березы, перекрестно-реактивный компонент — тропомиозин.

501-513 56
Аннотация

Обоснование. Сохраняется актуальность исследования взаимосвязи цифровой активности с когнитивными и эмоциональными характеристиками, иными параметрами жизнедеятельности подростков в нестоличных регионах России.

Цель исследования — изучить структуру цифровой активности подростков и ее связь с когнитивными и эмоциональными характеристиками, школьной успеваемостью и социально-демографическими факторами.

Методы. Участники — учащиеся 8–11-х классов средней общеобразовательной школы. Цифровую активность определяли путем очного заполнения подростками опросника в онлайн-формате. Учитывали использование социальных сетей, поиск информации и просмотр видео в сети интернет, общение в мессенджерах, игры с применением электронных устройств. Когнитивные характеристики (память, мышление, исполнительные функции, обработку сенсорной информации, чтение и речь, понимание эмоций, принятие решений), а также эмоциональное состояние подростков (тревожность) оценивали клинические психологи с помощью батареи тестов. Школьную успеваемость определяли по итогам ближайших к моменту обследования завершенных учебных четверти/семестра. В числе социально-демографических факторов учитывали регулярную внешкольную физическую активность и состав семьи (полная/неполная).

Результаты. Обследованы 438 подростков. В будни более 5 ч в сутки с цифровыми устройствами проводят 53 (12%), в выходные — 133 (30%), во время каникул — 147 (34%) опрошенных. В структуре цифровой активности подростков в будни (≥ 1 ч) превалирует активность в социальных сетях (63,5% опрошенных), меньше подростков прибегают к поиску информации или просматривают видео в сети интернет (47,3 и 42,9% соответственно), около трети (34,9%) играют с использованием электронных устройств. В выходные и во время каникул структура цифровой активности меняется. Обнаружены различия между активностью поиска информации и объемом кратковременного запоминания, пониманием контекста вербальных посланий, уровнем выполнения вербально-логических операций. У подростков с разным уровнем компьютерной игровой активности выявлены различия в скорости сенсомоторной реакции, точности зрительно-пространственного запоминания, количестве ошибок при скоростном чтении, темпе чтения, в понимании основного смысла текста. Выявляется более низкая школьная успеваемость по алгебре, геометрии, литературе при высокой компьютерной активности, высокий показатель личностной тревожности при средней активности поиска информации в будние дни и средний уровень ситуативной и личностной тревожности при низкой активности просмотра видеороликов.

Заключение. Большее время цифровой активности школьников 8–11-х классов связано с негативными оценками когнитивной деятельности и школьной успеваемости. Исключение — высокая активность по поиску информации и нулевая компьютерная игровая активность.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1682-5527 (Print)
ISSN 1682-5535 (Online)