ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СЕМЬЯХ
https://doi.org/10.15690/vsp.v14i1.1269
Аннотация
Младший школьный возраст является этапом значительных личностных изменений ребенка, включающих формирование идентичности в результате кардинальной перестройки системы отношений ребенка внутри семьи. Цель исследования: изучить влияние дисфункциональной семейной системы на формирование идентичности детей младшего школьного возраста. Методы: обследовали детей в возрасте 7 лет, учащихся средней общеобразовательной школы, из семей с признаками дисфункциональности (n =42). Для оценки внутрисемейных отношений использовали авторские методики и стандартизированные тесты, диагностирующие ролевую структуру семьи, эмоциональную сферу детей, особенности идентификации ребенка с членами семьи, признаки дисфункциональности семьи. Результаты: обнаружено, что для процесса формирования идентичности у детей младшего школьного возраста в дисфункциональных семьях специфичны выраженные трудности идентификации себя с членами семьи. В 33% наблюдений низкая иерархическая позиция и присущие женской роли характеристики приписываются отцу. Напротив, ролевая мужская социальная нагрузка в 47% случаев приписывается матери. Выявлена амбивалентность самоотношения ребенка и его отношения к членам семьи. При этом 38% профилей девочек совпадают либо с набором характеристик отцов либо, в равной степени, с наборами характеристик обоих родителей. Негативное эмоциональное состояние диагностировано у 62% детей. Заключение: установлено, что в дисфункциональных семьях внутрисемейные отношения и ролевая структура имеют специфические особенности, оказывающие негативное влияние на развитие ребенка и формирование его личности.
Об авторах
В. Г. БулыгинаРоссия
кандидат психологических наук, доцент, руководитель лаборатории психологических проблем судебно-психиатрической профилактики ГНЦ ССП им. В.П. Сербского
А. А. Парахони
Россия
Список литературы
1. Freud S. Tolkovanie snovideniy [The Interpretation of Dreams]. Transl. From Germ. St. Petersburg, Azbuka; Azbuka-Attikus, 2013. 512 p.
2. Erikson E. Identichnost': yunost' i krizis [Identity: Youth and Crisis]. 2nd ed. Мoscow, MPSI, 2006. 352 p.
3. Jaspers K. Obshchaya psikhopatologiya [General Psychopathology]. Transl. From Germ. Мoscow, Praktika, 1997. 1056 p.
4. Mead G. Izbrannoe. Sb. perevodov [Selection. Collection of Translations]. Мoscow, Inion, 2009. 290 p.
5. Cooley Ch. Chelovecheskaya priroda i sotsial'nyy poryadok [Human Nature and the Social Order]. Transl. from Engl. Мoscow, Ideya-Press; Dom intellektual'noy knigi, 2000. 320 p.
6. Taganova A.A. Lichnostnaya identichnost' i ponimanie znachimykh drugikh.Avtoref. dis. … kand. psikhol. nauk [Personal Identity and Understanding of Significant Others. Author’s abstract]. Krasnodar, 2004. 22 p.
7. Kon I.S. V poiskakh sebya: Lichnost' i ee samosoznanie [Searching for Yourself: Personality and its Self-Identity]. Мoscow, Politizdat, 1984. 335 p.
8. Bodalev A.A. Lichnost' i obshchenie [Personality and Communication]. Мoscow, Mezhdunarodnaya pedagogicheskaya akademiya, 1995. 328 p.
9. Petrovskiy A.B. Trekhfaktornaya model' znachimogo drugogo [Three-Factor Model of the Significant Other]. Voprosy psikhologii = Problems of Psychology. 1991;1:7–18.
10. Bozhovich L.I. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste [Personality and its Formation in Childhood]. Мoscow, Prosveshcheniye, 1968. 464 p.
11. Obukhova L.F. Vozrastnaya psikhologiya: Uchebnik dlya vuzov [Age Psychology: Textbook for Universities]. Мoscow, Vysshee obrazovanie; MGPPU, 2006. 460 p.
12. Varga A.Ya. Struktura i tipy roditel'skogo otnosheniya. Avtoref. dis. … kand.psikhol.nauk [Structure and Types of Parental Attitudes. Author’s abstract]. Мoscow, 2002. 23 p.
13. Druzhinin V.N. Pikhologiya sem'i [Family Psychology]. 3rd ed. St. Petersburg, Piter, 2006. 176 p.
14. Artamonova Ye.I., Yezhkanova Ye.V. Psikhologiya semeynykh otnosheniy s osnovami semeynogo konsul'tirovaniya [Psychology of Family Relations with the Basics of Family Counseling]. Мoscow, Akademiya, 2002. 192 p.
15. Shneyder L.B. Semeynaya psikhologiya: Uchebnoe posobie dlya vuzov [Family Psychology: Textbook for Universities]. 2nd ed. Мoscow, Akademicheskiy Proekt; Yekaterinburg: Delovaya kniga, 2006. 768 p.
16. Liders A.G. Psikhologicheskoe obsledovanie sem'i [Psychological Examination of the Family]. Мoscow, Akademiya, 2008. 432 p.
17. Belopol'skaya N.L. Polovozrastnaya identifikatsiya: metodicheskie issledovaniya detskogo samosoznaniya [Gender and Age Identification: Methodical Study of Children's Self-Consciousness]. Мoscow, Kognito-Tsentr, 2001. 24 p.
18. Abramenkova V.V. Polovaya differentsiatsiya i mezhlichnostnye otnosheniya v detskoy gruppe [Sexual Differentiation and Interpersonal Relations in the Children's Group]. Voprosy psikhologii = Problems of Psychology. 1987;5:70–78.
19. Ivanova I.V. Vliyanie perezhivaniy na razvitie lichnostnoy identichnosti u detey starshego doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta. Avtoref. dis. … kand. psikhol. nauk [Influence of Emotional Stress on the Development of Personal Identity in Preschool and Primary School-Aged Children. Author’s abstract]. Мoscow, 2001. 24 p.
20. Kovalyova N.P. Osobennosti razvitiya polovoy identichnosti v mladshem shkol'nom vozraste [Features of Gender Identity in Primary School-Aged Children]. Ekologiya cheloveka = Human Ecology. 2014;2:25–32.
Рецензия
Для цитирования:
Булыгина В.Г., Парахони А.А. ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СЕМЬЯХ. Вопросы современной педиатрии. 2015;14(1):114-118. https://doi.org/10.15690/vsp.v14i1.1269
For citation:
Bulygina V.G., Parakhoni A.A. IDENTITY FORMATION AMONG PRIMARY SCHOOL-AGED CHILDREN IN DYSFUNCTIONAL FAMILIES. Current Pediatrics. 2015;14(1):114-118. (In Russ.) https://doi.org/10.15690/vsp.v14i1.1269