Preview

Вопросы современной педиатрии

Расширенный поиск

НЕЙРОКАРДИОГЕННЫЕ ОБМОРОКИ И ВНЕШКОЛЬНАЯ ЗАНЯТОСТЬ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ВЫСОКОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ

https://doi.org/10.15690/vsp.v13i5.1149

Полный текст:

Аннотация

Нейрокардиогенные обмороки (НКО) широко распространены среди подростков, что делает актуальным изучение факторов, способствующих реализации синкопальной готовности у предрасположенных субъектов. Цель исследования: оценить связь внешкольной занятости подростков с возникновением НКО. Методы: в ходе анкетирования учащихся лицея в возрасте 14–18 лет выясняли наличие в анамнезе ребенка обморочных (предобморочных) состояний и их природу; характер и интенсивность внешкольных нагрузок; интенсивность и успешность учебной деятельности.Результаты: в исследование включены результаты анкетирования 286 (62,2% девочек и 37,8% мальчиков) школьников. Синкопе и пресинкопе в анамнезе отмечены у 136 (47,6%) детей, из них у 105 (77%) — НКО. Независимым фактором риска развития НКО оказались занятия с репетиторами, причем только в тех случаях, когда ребенок не имел досуговых занятий другой направленности — творческих, спортивных (ОШ = 6,4; 95% ДИ 1,7–24,8). Риск развития НКО был выше также и у подростков, успевающих в школе (ОШ = 2,2; 95% ДИ 1,1–4,6). Заключение: риск развития НКО у подростков-школьников определяется сферой предметного образования — большую вероятность развития обмороков этого вида имеют дети, занимающиеся с репетиторами и не имеющие при этом других внешкольных нагрузок, а также дети, успевающие в школе.

Об авторах

А. В. Погодина
Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека, Иркутск
Россия
Погодина Анна Валерьевна, доктор медицинских наук, заведующая лабораторией педиатрии и кардиоваскулярной патологии


В. В. Долгих
Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека, Иркутск
Россия


А. Н. Родионова
Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека, Иркутск
Россия


Л. В. Рычкова
Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека, Иркутск,
Россия


О. В. Валявская
Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека, Иркутск
Россия


Список литературы

1. Driscoll D. J., Jacobsen S. J., Porter C. J., Wollan P. C. Syncope in children and adolescents. J. Am. Coll. Cardiol. 1997; 29 (5): 1039–1045.

2. Moya A., Sutton R., Ammirati F., Blanc J. J., Brignole M., Dahm J. B. et al. Guidelines for the diagnosis and management of syncope (version 2009). The Task Force for the Diagnosis and Management of Syncope of the European Society of Cardiology (ESC). Eur. Heart J. 2009; 30 (21): 2631–2671.

3. Kanjwal K., Calkins H. Syncope in children and adolescents. Card. Electrophysiol. Clin. 2013; 5: 443–455.

4. Вейн А. М. Вегетативные расстройства: клиника, диагностика, лечение. М. 1998. 740 с.

5. Баранов А. А., Сухарева Л. М. Особенности состояния здоровья современных школьников. Вопросы современной педиатрии. 2006; 5 (5): 14–20.

6. Колесникова Л. И., Долгих В. В., Поляков В. М., Рычкова Л. В. Проблемы психосоматической патологии детского возраста. Новосибирск: Наука. 2005. 221 с.

7. Терещенко С. Ю., Эверт Л. С., Лыткин В. А., Боброва Е. И. Синкопальные состояния у детей и подростков: вопросы дифференциальной диагностики. Consilium Medicum (Педиатрия). 2010; 2: 42–49.

8. Ganzeboom K. S., Colman N., Reitsma J. B., Shen W. K., Wieling W. Prevalence and triggers of syncope in medical students. Am. J. Cardiol. 2003; 91 (8): 1006–1008.

9. Дзятковская Е. Н., Колесникова Л. И., Долгих В. В. Информационное пространство и здоровье школьников. Новосибирск: Наука, 2002; 131 с.

10. Кучма В. Р., Сухарева Л. М., Степанова М. И. Физиологогигиеническое обеспечение модернизации структуры и содержания общего образования в России. Здоровье, обучение и воспитание детей: история и современность (1904–1959–2004). Под ред. А. А. Баранова, В. Р. Кучмы, Л. М. Сухаревой. М. 2006. С. 21–27.

11. Криволапчук И. А. Повышение стрессоустойчивости детей средствами физического воспитания. В сб.: Физическая культура, спорт, туризм: научно-методическое сопровождение. Пермь. 2014. С. 159–162.

12. Емельянчик Е. Ю., Таранушенко Т. Е., Кириллова Е. П. Динами ческое наблюдение школьников, занимающихся по экспериментальной программе физического воспитания. Педиатрия. Журнал им. Г. Н. Сперанского. 2003; 5: 61–65.

13. Hillman C. H., Pontifex M. B., Castelli D., Khan N. A., Raine L. B., Scudder M. R. et al. Effects of the FITKids randomized controlled trial on executive control and brain function. Pediatrics. 2014; 134 (4): 1063–1071.

14. Гринцов М. И., Серебрякова Е. А. Лечение пением как метод гармонизации психофизиологического и соматического здоровья человека. Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Медицинские науки. 2009; 1: 70–78.


Для цитирования:


Погодина А.В., Долгих В.В., Родионова А.Н., Рычкова Л.В., Валявская О.В. НЕЙРОКАРДИОГЕННЫЕ ОБМОРОКИ И ВНЕШКОЛЬНАЯ ЗАНЯТОСТЬ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ВЫСОКОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ. Вопросы современной педиатрии. 2014;13(5):42-46. https://doi.org/10.15690/vsp.v13i5.1149

For citation:


Pogodina A.V., Dolgikh V.V., Rodionova А.N., Rychkova L.V., Valyavskaya О.V. NEUROCARDIOGENIC SYNCOPE AND EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF ADOLESCENTS IN THE HIGH-INTENSITY EDUCATIONAL PROCESS. Current Pediatrics. 2014;13(5):42-46. (In Russ.) https://doi.org/10.15690/vsp.v13i5.1149

Просмотров: 374


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1682-5527 (Print)
ISSN 1682-5535 (Online)