Связь чтения и качества жизни подростков: результаты когортного одномоментного исследования
https://doi.org/10.15690/vsp.v15i3.1563
Аннотация
Оценка и мониторинг качества жизни подростков необходимы для изучения социальных условий их жизни.
Цель исследования: изучить связь чтения книг и числа прочитанных книг с качеством жизни детей старшего школьного возраста.
Методы: проведено когортное одномоментное исследование, в котором изучали качество жизни детей в возрасте 13–18 лет, посещавших средние общеобразовательные учреждения г. Ижевска и сельских районов Удмуртии. С помощью опросника PedsQL анализировали физический, эмоциональный и социальный компонент качества жизни подростков, школьное функционирование и общий балл оценки качества жизни. Отношение к чтению определяли по результатам ответа на вопросы о любви к чтению (да/нет) и о числе прочитанных книг.
Результаты: в исследование были включены 2947 старших школьников, из них 2473 (83,9%) подростка обозначили свое отношение к чтению. Показано, что школьники, которые любят читать (42,2%), имеют более низкие оценки качества жизни по шкале «эмоциональное функционирование» (66 ± 17) и более высокие — по шкале «школьное функционирование» (69 ± 15), чем их сверстники, не любящие читать (68 ± 16 и 66 ± 15 соответственно; р < 0,001). Число прочитанных книг было связано с оценкой качества жизни по шкалам «физическое функционирование» и «школьное функционирование», а также с оценкой социального компонента качества жизни у девочек.
Заключение: исследуемые факторы («чтение книг» и «число прочитанных книг») связаны с качеством жизни детей старшего школьного возраста, что может быть учтено при составлении педагогических программ.
Об авторах
Е. Г. ВихареваРоссия
кандидат медицинских наук, ассистент кафедры педиатрии и неонатологии ИжГМА Адрес: 426034, Ижевск, ул. Коммунаров, д. 281, тел.: +7 (3412) 68-21-46
И. В. Винярская
Россия
М. А. Хан
Россия
Т. В. Третьякова
Россия
В. В. Черников
Россия
Список литературы
1. Абаев А.М. Психолого-педагогическая оценка качества жизни подростков // Педагогика искусства. — 2010. — № 2 —С. 121–129. [Abaev AM. Psychological-pedagogical estimation of the quality of the teenagers life. Pedagogika iskusstva. 2010;(2): 121–129. (In Russ).]
2. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Винярская И.В. Изучение качества жизни в педиатрии. — М.: Союз педиатров России; 2010. 272 с. [Baranov AA, Al'bitskii VYu, Vinyarskaya IV. Izuchenie kachestva zhizni v pediatrii. Moscow: Soyuz pediatrov Rossii. 2010. 272 p. (In Russ).]
3. Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Ильин А.Г., и др. Научные исследования в педиатрии: направления, достижения, перспективы // Российский педиатрический журнал. — 2013. — № 5 — С. 4–14. [Baranov AA, Namazova-Baranova LS, Ilin AG, et al. Scientific research in pediatrics: directions, achievements, prospects. Rossiiskii pediatricheskii zhurnal. 2013;(5):4–14. (In Russ).]
4. Verrips EG, Vogels T, Koopman HM, et al. Measuring healthrelated quality of life in a child population. Eur J Public Health. 1999; 9(3):188–193. doi: 10.1023/a:1008848218806.
5. Collier J, MacKinlay D, Phillips D. Norm values for the Generic Children`s Quality of Life Measure (GCQ) from a large schoolbased sample. Qual Life Res. 2000;9(6):617–623. doi: 10.1023/ a:1008915700210.
6. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Устинова Н.В. Социальные инициативы педиатров по защите интересов и прав детей: история и современность // Российский педиатрический журнал. — 2013. — № 6 — С. 5–7. [Baranov AA, Albitsky VYu, Ustinova NV. Pediatricians’ social initiatives for the protection of the interests and rights of children: the History and Contemporaneity. Rossiiskii pediatricheskii zhurnal. 2013;(6):5–7. (In Russ).]
7. Бабанский Ю.К., Сластенин В.А., Сорокин А.Н. Педагогика. — М.: Просвещение; 1988. 479 с. [Babanskii YuK, Slastenin VA, Sorokin AN. Pedagogika. Moscow: Prosveshchenie. 1988. 479 p. (In Russ).]
8. Искандер Ф.А. Ласточкино гнездо. Проза. Поэзия. Публицистика. — М.: Фортуна Лимитед; 1999. 440 с. [Iskander FA. Lastochkino gnezdo. Proza. Poeziya. Publitsistika. Moscow: Fortuna Limited; 1999. 440 p. (In Russ).]
9. Вихарева Е.Г., Винярская И.В., Хан М.А., и др. Оценка качества жизни детей старшего школьного возраста в Удмуртской Республике // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2016. — Т. 24. — № 2 — С. 74–76. [Vikhareva EG, Viniarskaia IV, Khan MA, et al. About quality of life of children of senior school age in the Republic of Udmurtia. Probl Sotsialnoi Gig Zdravookhranenniiai Istor Med. 2016;24(2):74–76. (In Russ).] doi: 10.1016/0869-866X-2016-24-2-74-76.
10. Varni JW, Seid M, Kurtin PS. PedsQL™ 4.0: reliability and validity of the pediatric quality of Life Inventory™ Version 4.0 generic core scales in healthy and patient populations. Med Care. 2001;39(8):800–812. doi: 10.1097/00005650-200108000- 00006.
11. Abramson JH. WINPEPI (PEPI-for-Windows): computer programs for epidemiologists. Epidemiol Perspect Innov. 2004;1(1):6. doi: 10.1186/1742-5573-1-6.
12. Гатиятуллина Л.Р., Малиевский В.А., Винярская И.В., Коновалова Г.М. Качество жизни детей младшего школьного возраста в зависимости от социально- гигиенических условий жизни // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 2 — С. 324. [Gatiyatullina LR, Malievskiy VA, Vinyarskaya IV, Kanovalova GM. Quality of life of children of primary school age, depending on the socio-hygienic living conditions. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014;(2):324. (In Russ).]
13. Байтурина А.Т. Состояние здоровья и качество жизни детей подросткового возраста в Республике Башкортостан: автореф. дис. …канд. мед. наук. — М.; 2008. 18 с. [Baiturina AT. Sostoyanie zdorov'ya i kachestvo zhizni detei podrostkovogo vozrasta v Respublike Bashkortostan. [dissertation abstract] Moscow; 2008. 18 p. (In Russ).]
14. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс; 1999. 375 с. [Andreeva GM. Sotsial'naya psikhologiya. Moscow: Aspekt Press; 1999. 375 p. (In Russ).]
15. Вихарева Е.Г., Винярская И.В., Наумова Т.А., и др. Социально-познавательные факторы и качество жизни младших школьников // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 5 — С. 73. [Vikhareva EG, Vinyarskaya IV, Naumova TA, et al. The social-cognitive factors and the quality of life of schoolchildren. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015;(5):73. (In Russ).]
16. Вихарева Е.Г., Винярская И.В., Наумова Т.А., и др. Влияние социального окружения на показатели качества жизни детей младшего школьного возраста // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 5 — С. 72. [Vikhareva EG, Vinyarskaya IV, Naumova TA, et al. The effect of the social environment on the quality of life of children of primary school age. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015;(5):72. (In Russ).]
17. Вихарева Е.Г., Винярская И.В., Хан М.А., и др. Региональные нормативы качества жизни младших школьников в Удмуртской Республике // Российский педиатрический журнал. — 2014. — Т. 17. — № 6 — С. 36–39. [Vikhareva EG, Vinyarskaya IV, Khan MA, et al. Regional standards of the quality of life of younger schoolchildren in the Udmurt Republic. Rossiiskii pediatricheskii zhurnal. 2014;17(6):36–39. (In Russ).]
Рецензия
Для цитирования:
Вихарева Е.Г., Винярская И.В., Хан М.А., Третьякова Т.В., Черников В.В. Связь чтения и качества жизни подростков: результаты когортного одномоментного исследования. Вопросы современной педиатрии. 2016;15(3):263-267. https://doi.org/10.15690/vsp.v15i3.1563
For citation:
Vikhareva E.G., Vinarsky I.V., Khan M.A., Tretyakova T.V., Chernikov V.V. Relation Between Reading and Quality of Life of Adolescents: Results of Cohort Cross-Sectional Sequential Study. Current Pediatrics. 2016;15(3):263-267. (In Russ.) https://doi.org/10.15690/vsp.v15i3.1563