СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ
https://doi.org/10.15690/vsp.v13i4.1084
Аннотация
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) встречается у 1 из 20 современных детей и подростков. В статье рассмотрены новые диагностические критерии СДВГ по классификации DSM-V, в которых содержатся следующие основные изменения: возраст манифестации — до 12 лет; усилено требование к кросс-ситуационному характеру симптомов; отражена возрастная динамика СДВГ и вводится пороговое число симптомов для взрослых пациентов; допускается коморбидность с расстройствами аутистического спектра. Обсуждаются особенности обследования детей и подростков с СДВГ. Лечение синдрома должно быть комплексным и включать методы коррекции поведения, психотерапии, нейропсихологической коррекции. Лекарственная терапия требует достаточной продолжительности, поскольку улучшение состояния должно распространяться не только на основные проявления СДВГ, но и на социально-психологическую сторону жизни пациентов. Как показало обследование группы детей с СДВГ, во время длительных курсов лечения гопантеновой кислотой для преодоления не только основных симптомов, но и нарушений адаптации и социально-психологического функционирования (улучшения самооценки, общения с окружающими и социальной активности) необходимы сроки лечения не менее 4–6 мес. Разработка и применение комплексной коррекции при СДВГ должны осуществляться своевременно и носить индивидуальный характер.
Ключевые слова
Об авторе
Н. Н. ЗаваденкоРоссия
Список литературы
1. Young S., Fitzgerald M., Postma M. J. ADHD: making the invisible visible. An Expert White Paper on attention-deficit hyperactivity disorder (ADHD): policy solutions to address the societal impact, costs and long-term outcomes, in support of affected individuals. London. 2013. 26 p.
2. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, 5th edition (DSM–V). American Psychiatric Association. Washington. 2013. 947 p.
3. Barkley R. A. Attention-deficit hyperactivity disorder: A handbook for diagnosis and treatment (3rd edn). New York: Guilford Press. 2005. 770 p.
4. Biederman J., Pettya C. R., Clarkea A., Lomedicoa A., Faraone S. V. Predictors of persistent ADHD: An 11-year Follow-up Study. J. Psychiatr. Res. 2011; 45 (2): 150–155.
5. Kooij S., Bejerot S., Blackwell A., Caci H., Casas-Brugue M., Carpentier P. J., Edvinsson D., Fayyad J., Foeken K., Fitzgerald M., Gaillac V., Ginsberg Y., Henry C., Krause J., Lensing M. B., Manor I., Niederhofer H., Nunes-Filipe C., Ohlmeier M. D., Oswald P., Pallanti S., Pehlivanidis A., Ramos-Quiroga J. A., Rastam M., RyffelRawak D., Stes S., Asherson P. European consensus statement on diagnosis and treatment of adult ADHD: The European Network. BMC Psychiatry. 2010; 10: 67.
6. Zavadenko N. N. Giperaktivnost’ i defitsit vnimaniya v detskom vozraste [Hyperactivity and Attention Deficit Disorder in Children]. Moscow, Akademiya, 2005. 256 p.
7. Bruce B., Kirkland S., Waschbusch D. The relationship between childhood behaviour disorders and unintentional injury events. Paediatrics & Child Health. 2007; 12 (9): 749–754.
8. MKB-10 — Mezhdunarodnaya klassifikatsiya boleznei (10-i peresmotr). Klassifikatsiya psikhicheskikh i povedencheskikh rasstroistv. Issledovatel’skie diagnosticheskie kriterii [ICD-10 — the International Statistical Classification of Diseases (10th revision). Classification of Mental and Behavioral Disorders. Research Diagnostic Criteria.]. St. Peteresburg, 1994. 208 p.
9. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, 4th edition (Revision). American Psychiatric Association. Washington. 2000. 943 p.
10. Goldstein S., Schwebach A. J. The comorbidity of pervasive developmental disorder and attention deficit hyperactvity disorder: results of a retrospective chart review. J. Autism Dev. Disord. 2004, 34 (3): 329–339.
11. Lee D. O., Ousley O. Y. Attention-deficit hyperactivity disorder symptoms in a clinic sample of children and adolescents with pervasive developmental disorders. J. Child Adolesc. Psychopharmacol. 2006; 16: 737–746.
12. Simashkova N. V. Rasstroistva autisticheskogo spektra. Nauchno-prakticheskoe rukovodstvo [Autism Spectrum Disorders. Scientific and Practical Guidance]. Moscow, Avtorskaya Akademiya, 2013. 264 p.
13. Banaschewski T., Poustka L., Holtmann M. Autism and ADHD across the life span: differential diagnoses or comorbidity? Der Nervenarzt. 2011; 82 (5): 573–581.
14. Kotte A., Joshi G., Fried R., Uchida M., Spencer A., Wood worth K. Y., Kenworthy T., Faraone S. V., Biederman J. Autistic traits in children with and without ADHD. Pediatrics. 2013; 132 (3): 612–622.
15. Barkley R. A. Deti s vyzyvayushchim povedeniem. Klin. ruk-vo po obsledovaniyu rebenka i treningu roditelei. Per. s angl [Children with Attitude Problems. Clinical Guideline in Child Diagnosis and Parent Training. Translated from English]. Moscow, Terevinf, 2011. 272 p.
16. Altin M., El-Shafei A. A., Yu M., Desaiah D., Treuer T., Zava denko N. N., Gao H. Y. Pharmacological treatment for attention deficit hyperactivity disorder: functional outcomes in children and adolescents from non-Western countries. Drugs in Context. J. Inter ventions Clin. Pract. 2013; 212–260: 1–12. Doi: 10.7573/dic.212260 www.drugsincontext.com (open access).
17. Riley A. W., Forrest C. B., Starfield B., Rebok G. W., Robertson J. A., Green B. F. The parent report form of the CHIP-child edition: reliability and validity. Med. Care. 2004; 42: 210–220.
18. Zavadenko N. N., Suvorinova N.Yu. Zhurn. nevrol. i psikhiatrii im. S. S. Korsakova — S. S. Korsakov journal of neorology and psychiatry. 2011; 111 (10): 28–32.
19. DuPaul G. J., Power T. J., Anastopoulos A. D., Reid R. ADHD Rating Scale-IV: Checklists, Norms, and Clinical Interpretations. New York: Guilford. 1998. 80 p. 20. Weiss M. D., Wasdell M. B., Bomben M. M. Weiss functional impairment rating scale — parent report (WFIRS-P). BC Children’s Hospital. 2004. 10 p.
Рецензия
Для цитирования:
Заваденко Н.Н. СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ. Вопросы современной педиатрии. 2014;13(4):48-53. https://doi.org/10.15690/vsp.v13i4.1084
For citation:
Zavadenko N.N. ATTENTION DEFICIT HYPERACTIVITY DISORDER: MODERN PRINCIPLES OF DIAGNOSTICS AND TREATMENT. Current Pediatrics. 2014;13(4):48-53. (In Russ.) https://doi.org/10.15690/vsp.v13i4.1084