Preview

Вопросы современной педиатрии

Расширенный поиск

Влияние тугоухости на образовательный процесс у детей и подростков

https://doi.org/10.15690/vsp.v19i4.2134

Аннотация

По данным экспертов Всемирной организации здравоохранения, в мире зарегистрировано около 466 млн людей (6,1% населения) с нарушениями слуха. В Российской Федерации их количество превышает 13 млн, из которых более 1 млн — дети. Результаты программы универсального аудиологического скрининга новорожденных показывают, что на 1000 новорожденных 1 ребенок рождается глухим, а в течение первых лет жизни слух теряют еще 2–3 ребенка. По прогнозу Всемирной организации здравоохранения, к 2050 г. число лиц с нарушениями слуха достигнет 900 млн человек. Профилактика и ранняя диагностика тугоухости и реабилитация детей с такими нарушениями необходимы для предотвращения проблем социальной интеграции. В обзоре представлен анализ развития когнитивных способностей у детей и подростков с различными видами и степенью тугоухости с учетом различных подходов к их ведению и реабилитации.

Об авторах

А. В. Пашков
Научно-исследовательский институт педиатрии и охраны здоровья детей ЦКБ РАН
Россия

Пашков Александр Владимирович, доктор медицинских наук, руководитель отдела сурдологии

119333, Москва, ул. Фотиевой, д. 10, стр. 1


Раскрытие интересов: Авторы статьи подтвердили отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить.


Л. С. Намазова-Баранова
Научно-исследовательский институт педиатрии и охраны здоровья детей ЦКБ РАН; Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова; Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Россия
Москва, Белгород
Раскрытие интересов: Авторы статьи подтвердили отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить.


Е. А. Вишнёва
Научно-исследовательский институт педиатрии и охраны здоровья детей ЦКБ РАН; Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова
Россия
Москва
Раскрытие интересов: Авторы статьи подтвердили отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить.


И. В. Наумова
Научно-исследовательский институт педиатрии и охраны здоровья детей ЦКБ РАН
Россия
Москва
Раскрытие интересов: Авторы статьи подтвердили отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить.


И. В. Зеленкова
Научно-исследовательский институт педиатрии и охраны здоровья детей ЦКБ РАН; Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова
Россия
Москва
Раскрытие интересов: Авторы статьи подтвердили отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить.


Список литературы

1. Vos T, Barber RM, Bell B, et al. Global, regional, and national incidence, prevalence, and years lived with disability for 301 acute and chronic diseases and injuries in 188 countries, 1990–2013: a systematic analysis for the Global Burden of Disease Study 2013. Lancet. 2015;386(9995):743–800. doi: 10.1016/S0140-6736(15)60692-4.

2. Wilson BS. Getting a decent (but sparse) signal to the brain for users of cochlear implants. Hear Res. 2015;322:24–38. doi: 10.1016/j.heares.2014.11.009.

3. Zrenner E, Bartz-Schmidt KU, Benav H, et al. Subretinal electronic chips allow blind patients to read letters and combine them to words. Proc Biol Sci. 2011;278(1711):1489–1497. doi: 10.1098/rspb.2010.1747.

4. Valentin NS, Hageman KN, Dai C, et al. Development of a multichannel vestibular prosthesis prototype by modification of a commercially available cochlear implant. IEEE Trans Neural Syst Rehabil Eng. 2013;21(5):830–839. doi: 10.1109/TNSRE.2013.2259261.

5. Niparko JK, Tobey EA, Thal DJ, et al. Spoken language development in children following cochlear implantation. JAMA. 2010; 303(15):1498–1506. doi: 10.1001/jama.2010.451.

6. Kral A. Auditory critical periods: a review from system’s perspective. Neuroscience. 2013;247:117–133. doi: 10.1016/j.neuroscience.2013.05.021.

7. Tallal P. Fast ForWord®: the birth of the neurocognitive training revolution. Prog Brain Res. 2013;207:175–207. doi: 10.1016/B978-0-444-63327-9.00006-0.

8. Conway CM, Pisoni DB, Kronenberger WG. The importance of sound for cognitive sequencing abilities: the auditory scaffolding hypothesis. Curr Dir Psychol Sci. 2009;18(5):275–279. doi: 10.1111/j.1467-8721.2009.01651.x.

9. Conway CM, Karpicke J, Anaya EM, et al. Nonverbal cognition in deaf children following cochlear implantation: motor sequen cing disturbances mediate language delays. Dev Neuropsychol. 2011; 36(2):237–254. doi: 10.1080/87565641.2010.549869.

10. Kral A, Sharma A. Developmental neuroplasticity after cochlear implantation. Trends Neurosci. 2012;35(2):111–122. doi: 10.1016/j.tins.2011.09.004.

11. Hubener M, Bonhoeffer T. Neuronal plasticity: beyond the critical period. Cell. 2014;159(4):727–737. doi: 10.1016/j.cell.2014.10.035.

12. Whiteus C, Freitas C, Grutzendler J. Perturbed neural activity disrupts cerebral angiogenesis during a postnatal critical period. Nature. 2014;505(7483):407–411. doi: 10.1038/nature12821.

13. Tillein J, Heid S, Lang E, et al. Development of brainstem-evoked responses in congenital auditory deprivation. Neural Plast. 2012; 2012:182767. doi: 10.1155/2012/182767.

14. Tong L, Strong MK, Kaur T, et al. Selective deletion of cochlear hair cells causes rapid agedependent changes in spiral ganglion and cochlear nucleus neurons. J Neurosci. 2015;35(20):7878–7891. doi: 10.1523/JNEUROSCI.2179-14.2015.

15. McBride EG, Rubel EW, Wang Y. Afferent regulation of chicken auditory brainstem neurons: rapid changes in phosphorylation of elongation factor 2. J Comp Neurol. 2013;521(5):1165–1183. doi: 10.1002/cne.23227.

16. Maurer D, Werker JF. Perceptual narrowing during infancy: a comparison of language and faces. Dev Psychobiol. 2014;56(2): 154–178. doi: 10.1002/dev.21177.

17. Lin JJ, Mula M, Hermann BP. Uncovering the neurobehavioural comorbidities of epilepsy over the lifespan. Lancet. 2012;380(9848): 1180–1192. doi: 10.1016/S0140-6736(12)61455-X.

18. Huttenlocher PR, Dabholkar AS. Regional differences in synaptogenesis in human cerebral cortex. J Comp Neurol. 1997;387(2): 167–178. doi: 10.1002/(sici)1096-9861(19971020)387:23.0.co;2-z.

19. Werker J. Perceptual foundations of bilingual acquisition in infancy. Ann N Y Acad Sci. 2012;1251:50–61. doi: 10.1111/j.1749-6632.2012.06484.x.

20. Chun S, Bayazitov IT, Blundon JA, Zakharenko SS. Thalamocortical long-term potentiation becomes gated after the early critical period in the auditory cortex. J Neurosci. 2013;33(17):7345–7357. doi: 10.1523/JNEUROSCI.4500-12.2013.

21. Blundon JA, Zakharenko SS. Presynaptic gating of postsynaptic synaptic plasticity: a plasticity filter in the adult auditory cortex. Neuroscientist. 2013;19(5):465–478. doi: 10.1177/1073858413482983.

22. Kral A, O’Donoghue GM. Profound deafness in childhood. N Engl J Med. 2010;363(15):1438–1450. doi: 10.1056/NEJMra0911225.

23. Sharma A, Nash AA, Dorman M. Cortical development, plasticity and re-organization in children with cochlear implants. Int J Lang Commun Disord. 2009;42(4):272–279. doi: 10.1016/j.jcomdis.2009.03.003.

24. Дайхес Н.А., Таварткиладзе Г.А., Яблонский С.В. и др. Универсальный аудиологический скрининг новорожденных и детей первого года: пособие для врачей / ФГУ «Научно-клинический центр оториноларингологии» Росздрава; ФГУ «Рос. научно-практический центр аудиологии и слухопротезирования» Росздрава. — М.; 2008. — 28 с.

25. Дайхес Н.А., Пашков А.В., Петров С.М. и др. Модифицированный способ регистрации стапендиального рефлекса у имплантированных пациентов при настройке речевого процессора // Российская оториноларингология. — 2007. — № 3(28). — С. 19–21.

26. Дайхес Н.А., Пашков А.В., Яблонский С.В. Методы исследования слуха: учебно-методическое пособие / ФГУ «Научно-клинический центр оториноларингологии ФМБА России». М.; 2009. — 119 с.

27. Грычыньский М., Хоффманн Б., Яськевич М. и др. Руководство по аудиологии и слухопротезированию / под ред. Я.Б. Лятковского; пер. с польск. под ред. Н.А. Дайхеса. — М.; 2009. — 240 с.

28. Патент № 2414168 Российская Федерация, МПК A61В 5/0484 (2006.01), А61В 5/12 (2006.01). Способ определения оптимальных параметров слухопротезирования: № 2010112164/14: заявл. 29.03.2010: опубл. 20.03.2011 / Дайхес Н.А., Пашков А.В., Староха А.В. и др. — 8 с.

29. Moeller MP. Current state of knowledge: psychosocial development in children with hearing impairment. Ear Hear. 2007; 28(6):729–739. doi: 10.1097/AUD.0b013e318157f033.

30. Kvam MH, Loeb M, Tambs K. Mental health in deaf adults: symptoms of anxiety and depression among hearing and deaf individuals. J Deaf Stud Deaf Educ. 2007;12(1):1–7. doi: 10.1093/deafed/enl015.

31. Remine MD, Brown MP. Comparison of the Prevalence of Mental Health Problems in Deaf and Hearing Children and Adolescents in Australia. Aust N Z J Psychiatry. 2010;44(4):351–357. doi: 10.3109/00048670903489866.

32. Cawthon SW, Fink B, Schoffstall S, Wendel E. In the Rearview Mirror: Social Skill Development in Deaf Youth, 1990–2015. Am Ann Deaf. 2018;162(5):479–485. doi: 10.1353/aad.2018.0005.

33. Supalla SJ, Cripps JH, Byrne AP. Why American Sign Language Gloss Must Matter. Am Ann Deaf. 2017;161(5):540–551. doi: 10.1353/aad.2017.0004.

34. Rosen RS, Hartman MC, Wang Y. “Thinking-for-Writing”: A Prolegomenon on Writing Signed Languages. Am Ann Deaf. 2017; 161(5):528–536. doi: 10.1353/aad.2017.0002.

35. Wang Y, Williams C. Are we hammering square pegs into round holes? An investigation of the meta-analyses of reading research with students who are d/Deaf or hard of hearing and students who are hearing. Am Ann Deaf. 2014;159(4):323–345. doi: 10.1353/aad.2014.0029.

36. Mayer C, Trezek BJ. Literacy Outcomes in Deaf Students with Cochlear Implants: Current State of the Knowledge. J Deaf Stud Deaf Educ. 2018;23(1):1–16. doi: 10.1093/deafed/enx043.

37. Luckner JL, Handley CM. A summary of the reading comprehension research undertaken with students who are deaf or hard of hearing. Am Ann Deaf. 2008;153(1):6–36. doi: 10.1353/aad.0.0006.

38. Davis LE. Acute Bacterial Meningitis. Continuum (Minneap Minn). 2018;24(5, Neuroinfectious Disease):1264–1283. doi: 10.1212/CON.0000000000000660.

39. Olbrich KJ, Muller D, Schumacher S, et al. Systematic Review of Invasive Meningococcal Disease: Sequelae and Quality of Life Impact on Patients and Their Caregivers. Infect Dis Ther. 2018; 7(4):421–438. doi: 10.1007/s40121-018-0213-2.

40. Ramakrishnan M, Ulland AJ, Steinhardt LC, et al. Sequelae due to bacterial meningitis among African children: a systematic literature review. BMC Med. 2009;7:47. doi: 10.1186/1741-7015-7-47.

41. Sabatini C, Bosis S, Semino M, et al. Clinical presentation of meningococcal disease in childhood. J Prev Med Hyg. 2012;53(2):116–119.

42. Synnes A, Hicks M. Neurodevelopmental Outcomes of Preterm Children at School Age and Beyond. Clin Perinatol. 2018;45(3): 393–408. doi: 10.1016/j.clp.2018.05.002.

43. Burnett AC, Cheong JLY, Doyle LW. Biological and Social Influences on the Neurodevelopmental Outcomes of Preterm Infants. Clin Perinatol. 2018;45(3):485–500. doi: 10.1016/j.clp.2018.05.005.

44. Melo RS, Lemos A, Paiva GS, et al. Vestibular rehabilitation exercises programs to improve the postural control, balance and gait of children with sensorineural hearing loss: A systematic review. Int J Pediatr Otorhinolaryngol. 2019;127:109650. doi: 10.1016/j.ijporl.2019.109650.

45. van Kamp I, Davies H. Noise and health in vulnerable groups: a review. Noise Health. 2013;15(64):153–159. doi: 10.4103/1463-1741.112361.

46. van Zon A, van der Heijden GJ, van Dongen TM, et al. Antibiotics for otitis media with effusion in children. Cochrane Database Syst Rev. 2012;(9):CD009163. doi: 10.1002/14651858.CD009163.pub2.

47. Maberly GF, Haxton DP, van der Haar F. Iodine deficiency: consequences and progress toward elimination. Food Nutr Bull. 2003;24(4 Supp l): S91-S98. doi: 10.1177/15648265030244S205.

48. Rohlfs AK, Friedhoff J, Bohnert A, et al. Unilateral hearing loss in children: a retrospective study and a review of the current literature. Eur J Pediatr. 2017;176(4):475–486. doi: 10.1007/s00431-016-2827-2.

49. Theunissen SC, Rieffe C, Netten AP, et al. Psychopathology and its risk and protective factors in hearing-impaired children and adolescents: a systematic review. JAMA Pediatr. 2014;168(2): 170–177. doi: 10.1001/jamapediatrics.2013.3974.

50. Sharma A, Cardon G. Cortical development and neuroplasticity in Auditory Neuropathy Spectrum Disorder. Hear Res. 2015; 330(Pt B):221–232. doi: 10.1016/j.heares.2015.06.001.

51. Glick H, Sharma A. Cross-modal Plasticity in Developmental and Age-Related Hearing Loss: Clinical Implications. Hear Res. 2017; 343:191–201. doi: 10.1016/j.heares.2016.08.012.

52. Ratnanather JT. Structural neuroimaging of the altered brain stemming from pediatric and adolescent hearing loss-Scientific and clinical challenges. Wiley Interdiscip Rev Syst Biol Med. 2020; 12(2):e1469. doi: 10.1002/wsbm.1469.

53. Патент № 2652733 Российская Федерация, МПК A61B 5/0484 (2006.01), А61В 11/00 (2006.01). Способ настройки речевого процессора системы кохлеарной имплантации: № 2017107712: заявл. 09.03.2017: опубл. 28.04.2018 / Пашков А.В., Наумова И.В., Гадалева С.В. и др. — 5 с.

54. Наумова И.В., Пашков A.В., Гадалева С.В. и др. Регистрация стационарных слуховых потенциалов у пациентов — пользователей систем кохлеарной имплантации. Наш опыт // Российская оториноларингология. — 2019. — Т. 18. — № 2. — С. 57–63. doi: 10.18692/1810-4800-2019-2-57-63.

55. Патент № 2610829 Российская Федерация, МПК A61B 5/00 (2006.01), A61B 5/0484 (2006.01), A61B 5/12(2006.01). Способ определения динамического диапазона слуха у пациентов со слуховыми аппаратами: № 2015154552: заявл. 21.12.2015: опубл. 15.02.2017 / Намазова-Баранова Л.С., Доценко Р. Н., Полу нина Т.А. и др. — 5 с.

56. Пашков А.В., Самкова А.С. Cенсоневральный компонент тугоухости у детей с экссудативным отитом // Врач. — 2014. — № 2. — С. 9–62.

57. Маслова О.И., Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С. и др. Современные аспекты изучения когнитивной сферы в развитии ребенка // Педиатрическая фармакология. — 2012. — Т. 9. — № 6. — С. 72–78.


Рецензия

Для цитирования:


Пашков А.В., Намазова-Баранова Л.С., Вишнёва Е.А., Наумова И.В., Зеленкова И.В. Влияние тугоухости на образовательный процесс у детей и подростков. Вопросы современной педиатрии. 2020;19(4):272-278. https://doi.org/10.15690/vsp.v19i4.2134

For citation:


Pashkov A.V., Namazova-Baranova L.S., Vishneva E.A., Naumova I.V., Zelenkova I.V. Hearing Loss Effect on the Educational Process in Children and Adolescents. Current Pediatrics. 2020;19(4):272-278. (In Russ.) https://doi.org/10.15690/vsp.v19i4.2134

Просмотров: 1013


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1682-5527 (Print)
ISSN 1682-5535 (Online)