Цифровая активность подростков и ее связь с когнитивно-эмоциональными характеристиками, школьной успеваемостью и социально-демографическими факторами: одномоментное исследование
https://doi.org/10.15690/vsp.v21i6.2504
Аннотация
Обоснование. Сохраняется актуальность исследования взаимосвязи цифровой активности с когнитивными и эмоциональными характеристиками, иными параметрами жизнедеятельности подростков в нестоличных регионах России.
Цель исследования — изучить структуру цифровой активности подростков и ее связь с когнитивными и эмоциональными характеристиками, школьной успеваемостью и социально-демографическими факторами.
Методы. Участники — учащиеся 8–11-х классов средней общеобразовательной школы. Цифровую активность определяли путем очного заполнения подростками опросника в онлайн-формате. Учитывали использование социальных сетей, поиск информации и просмотр видео в сети интернет, общение в мессенджерах, игры с применением электронных устройств. Когнитивные характеристики (память, мышление, исполнительные функции, обработку сенсорной информации, чтение и речь, понимание эмоций, принятие решений), а также эмоциональное состояние подростков (тревожность) оценивали клинические психологи с помощью батареи тестов. Школьную успеваемость определяли по итогам ближайших к моменту обследования завершенных учебных четверти/семестра. В числе социально-демографических факторов учитывали регулярную внешкольную физическую активность и состав семьи (полная/неполная).
Результаты. Обследованы 438 подростков. В будни более 5 ч в сутки с цифровыми устройствами проводят 53 (12%), в выходные — 133 (30%), во время каникул — 147 (34%) опрошенных. В структуре цифровой активности подростков в будни (≥ 1 ч) превалирует активность в социальных сетях (63,5% опрошенных), меньше подростков прибегают к поиску информации или просматривают видео в сети интернет (47,3 и 42,9% соответственно), около трети (34,9%) играют с использованием электронных устройств. В выходные и во время каникул структура цифровой активности меняется. Обнаружены различия между активностью поиска информации и объемом кратковременного запоминания, пониманием контекста вербальных посланий, уровнем выполнения вербально-логических операций. У подростков с разным уровнем компьютерной игровой активности выявлены различия в скорости сенсомоторной реакции, точности зрительно-пространственного запоминания, количестве ошибок при скоростном чтении, темпе чтения, в понимании основного смысла текста. Выявляется более низкая школьная успеваемость по алгебре, геометрии, литературе при высокой компьютерной активности, высокий показатель личностной тревожности при средней активности поиска информации в будние дни и средний уровень ситуативной и личностной тревожности при низкой активности просмотра видеороликов.
Заключение. Большее время цифровой активности школьников 8–11-х классов связано с негативными оценками когнитивной деятельности и школьной успеваемости. Исключение — высокая активность по поиску информации и нулевая компьютерная игровая активность.
Ключевые слова
Об авторах
Г. А. КаркашадзеРоссия
Москва
Раскрытие интересов:
Чтение лекций для фармацевтических компаний «Санофи», «Герофарм»
Н. Е. Сергеева
Россия
Сергеева Наталья Евгеньевна, медицинский психолог, отдел развития мозга в онтогенезе, формирования когнитивных функций и нейробиологии
тел.: +7 (926) 708-07-35
119333, Москва, ул. Фотиевой, д. 10, стр. 1
Раскрытие интересов:
Автор подтвердил отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить
Л. С. Намазова-Баранова
Россия
Москва
Раскрытие интересов:
Получение исследовательских грантов от фармацевтических компаний «Пьер Фабр», Genzyme Europe B.V., ООО «АстраЗенека Фармасьютикалз», Gilead / PRA «Фармасьютикал Рисерч Ассошиэйтс СиАйЭс», Teva Branded Pharmaceutical Products R&D, Inc / ООО «ППД Девелопмент (Смоленск)», «Сталлержен С. А.» / «Квинтайлс ГезмбХ» (Австрия)
Е. А. Вишнева
Россия
Москва
Раскрытие интересов:
Автор подтвердил отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить
Е. В. Кайтукова
Россия
Москва
Раскрытие интересов:
Автор подтвердил отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить
К. Е. Эфендиева
Россия
Москва
Раскрытие интересов:
Автор подтвердил отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить
Т. Ю. Гогберашвили
Россия
Москва
Раскрытие интересов:
Автор подтвердил отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить
Д. С. Кратько
Россия
Москва
Раскрытие интересов:
Автор подтвердил отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить
С. Х. Садиллоева
Россия
Москва
Раскрытие интересов:
Автор подтвердил отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить
М. А. Куракина
Россия
Москва
Раскрытие интересов:
Автор подтвердил отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить
А. И. Рыкунова
Россия
Москва
Раскрытие интересов:
Автор подтвердил отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить
Т. А. Константиниди
Россия
Москва
Раскрытие интересов:
Автор подтвердил отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить
Н. А. Улькина
Россия
Москва
Раскрытие интересов:
Автор подтвердил отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить
Д. А. Бушуева
Россия
Москва
Раскрытие интересов:
Автор подтвердил отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить
И. А. Поваляева
Россия
Москва
Раскрытие интересов:
Автор подтвердил отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить
Л. М. Яцык
Россия
Москва
Раскрытие интересов:
Автор подтвердил отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить
Т. А. Салимгареева
Россия
Москва
Раскрытие интересов:
Автор подтвердил отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить
Ю. В. Нестерова
Россия
Москва
Раскрытие интересов:
Автор подтвердил отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить
П. А. Прудников
Россия
Москва
Раскрытие интересов:
Автор подтвердил отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить
Н. С. Сергиенко
Россия
Москва
Раскрытие интересов:
Автор подтвердил отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить
М. А. Солошенко
Россия
Москва
Раскрытие интересов:
Автор подтвердил отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить
Н. С. Шилко
Россия
Москва
Раскрытие интересов:
Автор подтвердил отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить
Ю. Е. Казанцева
Россия
Москва
Раскрытие интересов:
Автор подтвердил отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить
Список литературы
1. Wilmer HH, Sherman LE, Chein JM. Smartphones and Cogni tion: A Review of Research Exploring the Links between Mobile Technology Habits and Cognitive Functioning. Front Psychol. 2017;8:605. doi: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2017.00605
2. Anderson DR, Subrahmanyam K. Cognitive Impacts of Digital Media Workgroup. Digital Screen Media and Cognitive Development. Pediatrics. 2017;140(Suppl 2):57–61. doi: https://doi.org/10.1542/peds.2016-1758C
3. Reid Chassiakos YL, Radesky J, Christakis D, et al. Council on Communications and Media. Children and Adolescents and Digital Media. Pediatrics. 2016;138(5):e20162593. doi: https://doi.org/10.1542/peds.2016-2593
4. Каркашадзе Г.А., Намазова-Баранова Л.С., Вишнева Е.А. и др. Цифровые устройства и когнитивные функции у детей // Вопросы современной педиатрии. — 2021. — Т. 20. — № 6. — С. 506–520. — doi: https://doi.org/10.15690/vsp.v20i6.2357
5. Moisala M, Salmela V, Hietajärvi L, et al. Media multitasking is associated with distractibility and increased prefrontal activity in adolescents and young adults. Neuroimage. 2016;134:113–121. doi: https://doi.org/10.1016/j.neuroimage.2016.04.011
6. Loh KK, Kanai R. How Has the Internet Reshaped Human Cognition? Neuroscientist. 2016;22(5):506–520. doi: https://doi.org/10.1177/107385841559500
7. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Многозадачность как одновременное выполнение и как переключение между заданиями: подходы к диагностике медиамногозадачности у детей и подростков // Экспериментальная психология. — 2020. — Т. 13. — № 4. — С. 88–101. — doi: https://doi.org/10.17759/exppsy.2020130406
8. Безруких М.М., Комкова Ю.Н. Особенности интеллектуального развития детей 15–16 лет с разным опытом работы за компьютером // Экспериментальная психология. — 2010. — Т. 3. — № 3. — C. 110–122.
9. Кузнецова А.В. Когнитивные способности интернет-активных школьников 14–16 лет: автореф. дис. ... канд. психол. наук. — М.; 2011. — 27 с.
10. Солдатова Г.У., Вишнева А.Е. Особенности развития когнитивной сферы у детей с разной онлайн-активностью: есть ли золотая середина? // Консультативная психология и психотерапия. — 2019. — Т. 27. — № 3. — С. 97–118. — doi: https://doi.org/10.17759/cpp.2019270307
11. Регуш Л.А., Алексеева Е.В., Веретина О.Р. и др. Особенности мышления подростков, имеющих разную степень погруженности в интернет-среду // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2019. — № 194. — С. 19–29.
12. Lissak G. Adverse physiological and psychological effects of screen time on children and adolescents: Literature review and case study. Environ Res. 2018;164:149–157. doi: https://doi.org/10.1016/j.envres.2018.01.015
13. Cain MS, Leonard JA, Gabrieli JDE, et al. Media multitasking in adolescence. Psychon Bull Rev. 2016;23(6):1932–1941. doi: https://doi.org/10.3758/s13423-016-1036-3
14. Воробьева В.К. Методика развития связанной речи у детей с системным недоразвитием речи. — М.: АСТ: Астрель; 2009.
15. RAVLT-Ru (Rey Auditory Verbal Learning Test — русская версия). Доступно по: https://www.hse.ru/neuroling/ravlt. Ссылка активна на 26.09.2022.
16. Матвеев Е.В., Надеждин Д.С., Шемсудов А.И., Калинин A.B. Компьютерный комплекс для физиологических исследований «Психомат» // Медицинская техника. — 1991. — № 2. — С. 39–41.
17. Rusalov VM, Volkova NE. A test “Elementary Logical Operations”: psychometric characteristics on the Russian sample. Natural Systems of Mind. 2021;1(1):48–58 doi: https://doi.org/10.38098/nsom_2021_01_03_05
18. Холодная М.А., Трифонова А.В., Волкова Н.Э., Сиповская Я.И. Методики диагностики понятийных способностей // Экспериментальная психология. — 2019. — Т. 12. — № 3. — С. 105–118. — doi: https://doi.org/10.17759/exppsy.2019120308
19. Колга В.А. Дифференциально-психологическое исследование когнитивного стиля и обучаемости: дис. … канд. психол. наук. — Л.: ЛГУ; 1976.
20. Stroop JR. Studies of interference in serial verbal reactions. Journal of Experimental Psychology. 1935;8(6):643–662.
21. Михайлова (Алешина) Е.С. Методика исследования социального интеллекта. Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена: руководство по использованию. — СПб.: Иматон; 1996. — 56 с.
22. Корнилова Т.В., Чумакова М.А., Корнилов С.А. Интеллект и успешность стратегий прогнозирования при выполнении Айова-теста (IGT) // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2018. — Т. 15. — № 1. — С. 10-21. — doi: https://doi.org/10.17323/1813-8918-2018-1-10-2121
23. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. — М.: Физкультура и спорт; 1980. — 209 с.
24. Регуш Л.А., Орлова А.В., Алексеева Е.В. и др. Возрастно-половые характеристики погруженности подростков в интернет-среду // Письма в Эмиссия.Оффлайн. — 2019. — № 6. — ART 2737.
25. Bediou B, Adams DM, Mayer RE, et al. Meta-analysis of action video game impact on perceptual, attentional, and cognitive skills. Psychol Bull. 2018;144(1):77–110. doi: https://doi.org/10.1037/bul0000130
26. Valls-Serrano C, De Francisco C, Vélez-Coto M, Caracuel A. Visuospatial working memory and attention control make the difference between experts, regulars and non-players of the videogame League of Legends. Front Hum Neurosci. 2022;16:933331. doi: https://doi.org/10.3389/fnhum.2022.933331
27. Yao Y, Cui R, Li Y, et al. Action Real-Time Strategy Gaming Experience Related to Enhanced Capacity of Visual Working Memory. Front Hum Neurosci. 2020;14:333. doi: https://doi.org/10.3389/fnhum.2020.00333
28. Weis R, Cerankosky BC. Effects of video-game ownership on young boys’ academic and behavioral functioning: a randomized, controlled study. Psychol Sci. 2010;21(4):463–470. doi: https://doi.org/10.1177/0956797610362670
29. Łuniewska M, Chyl K, Dębska A, et al. Neither action nor phonological video games make dyslexic children read better. Sci Rep. 2018;8(1):549. doi: https://doi.org/10.1038/s41598-017-18878-7
30. Franceschini S, Trevisan P, Ronconi L, et al. Action video games improve reading abilities and visual-to-auditory attentional shifting in English-speaking children with dyslexia. Sci Rep. 2017;7(1):5863. doi: https://doi.org/10.1038/s41598-017-05826-8
31. Ухтомский А.А. Доминанта. — М.-Л.: Наука; 1966.
32. Lazarus RS. Psychological stress and the coping process. N.Y.: McGraw-Hill; 1966. 257 р.
33. Maras D, Flament MF, Murray M, et al. Screen time is associated with depression and anxiety in Canadian youth. Prev Med. 2015;73: 133–138. doi: https://doi.org/10.1016/j.ypmed.2015.01.029.
34. Shensa A, Sidani JE, Dew MA, et al. Social Media Use and Depression and Anxiety Symptoms: A Cluster Analysis. Am J Health Behav. 2018;42(2):116–128. doi: https://doi.org/10.5993/AJHB.42.2.11.
35. Woods HC, Scott H. #Sleepyteens: Social media use in adolescence is associated with poor sleep quality, anxiety, depression and low self-esteem. J Adolesc. 2016;51:41–49. doi:
Рецензия
Для цитирования:
Каркашадзе Г.А., Сергеева Н.Е., Намазова-Баранова Л.С., Вишнева Е.А., Кайтукова Е.В., Эфендиева К.Е., Гогберашвили Т.Ю., Кратько Д.С., Садиллоева С.Х., Куракина М.А., Рыкунова А.И., Константиниди Т.А., Улькина Н.А., Бушуева Д.А., Поваляева И.А., Яцык Л.М., Салимгареева Т.А., Нестерова Ю.В., Прудников П.А., Сергиенко Н.С., Солошенко М.А., Шилко Н.С., Казанцева Ю.Е. Цифровая активность подростков и ее связь с когнитивно-эмоциональными характеристиками, школьной успеваемостью и социально-демографическими факторами: одномоментное исследование. Вопросы современной педиатрии. 2022;21(6):501-513. https://doi.org/10.15690/vsp.v21i6.2504
For citation:
Karkashadze G.A., Sergeeva N.E., Namazova-Baranova L.S., Vishneva E.A., Kaytukova E.V., Efendieva K.E., Gogberashvili T.Yu., Kratko D.S., Sadilloeva S.Kh., Kurakina M.A., Rykunova A.I., Konstantinidi T.A., Ulkina N.A., Bushueva D.A., Povalyeva I.A., Yatsyk L.M., Salimgareeva T.A., Nesterova Yu.V., Prudnikov P.A., Sergienko N.S., Soloshenko M.A., Shilko N.S., Kazantzeva Yu.E. Adolescents’ Digital activity and its Correlation with Cognitive-Emotional Features, School Performance, and Social and Age Factors: Cross-Sectional Study. Current Pediatrics. 2022;21(6):501-513. (In Russ.) https://doi.org/10.15690/vsp.v21i6.2504