Preview

Вопросы современной педиатрии

Расширенный поиск

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

https://doi.org/10.15690/vsp.v12i3.686

Аннотация

В дошкольном возрасте активно формируется личность ребенка, он вступает в более широкий круг социальных отношений, усложняются задачи, которые необходимо решать ежедневно. Наиболее частой эмоциональной проблемой дошкольников является тревожность как возможный предвестник невроза. Цель исследования: изучить характер тревожности и основные причины ее возникновения у дошкольников для определения содержания психологической помощи. Участники и методы: в исследование были включены 68 детей, 68 матерей и 22 отца. Применялись методы: наблюдение, беседа, проективные и тестовые методики. Результаты: у каждого третьего ребенка установлен повышенный уровень тревожности. Тревогопорождающие ситуации в основном связаны с нарушением чувства защищенности ребенка в семье. Обнаружена связь неэффективных типов родительского отношения и высокого уровня тревожности детей. Выводы: снижение тревожности детей невозможно без гармонизации родительских установок в соответствии с возрастом и особенностями развития ребенка. Содержание и длительность реабилитации должны определяться, исходя из анализа соматического и нервно-психического состояния ребенка, социальной ситуации развития.

Об авторах

Н. В. Мазурова
Научный центр здоровья детей РАМН, Москва
Россия
Mazurova Nadezhda Vladimirovna, Candidate of Psychological Sciences, senior research assistant of Laboratory of Psychology for Special Needs and Remedial Teaching of Research Institution of Preventive Pediatrics and Rehabilitation of Scientific Center of Children’s Health, RAMS ation, 123480, Tel.: (495) 495-52-38, e-mail: zakharova-rmapo@yandex.ru


Ю. А. Трофимова
179-й спасательный центр МЧС РФ, Московская область, Ногинск
Россия


Список литературы

1. May R. Smysl trevogi. Per. s angl. M. I. Zavalova, A. I. Siburinoi [Sense of Anxiety. Translated from English by M. I. Zavalov, A. I. Siburina]. Moscow, Nezavisimaya firma «Klass», 2001. 384 p.

2. Rogers K. Vzglyad na psikhoterapiyu: Stanovlenie cheloveka [View of Psychotherapy: Formation of a Person]. Moscow, ProgressUnivers, 1994. 478 p.

3. Khanin Yu. L. Psikhologiya obshcheniya v sporte [Psychology of sport’s intercommunication]. Moscow, FiS, 1980. 208 p.

4. Cattell R. B., Scheier I. N. The meaning and measurement of neuroticism and anxiety. N. Y.: Ronald Press. 1961. 290 с.

5. Sarason I. G. Experimental approaches to test anxiety: attention and the uses of information. Anxiety, Current Trends in Theory and Research. New York. 1972; 2: 274–301.

6. Kislovskaya V. R. Zavisimost' mezhdu sotsiometricheskim statusom i simptomom trevozhnosti ozhidanii v sotsial'nom obshchenii (v vozrastnom plane). Avtoref. dis … kand. psikhol. nauk [Sociometric Status Dependence on Expectation Anxiety Symptom in Social Communication (age-dependent). Author’s abstract]. Moscow, 1972. 24 p.

7. Khorni K. Sobr. soch.: V 3 t. T. 1 [Collected Edition, issued in 3 volumes. Volume 1]. Moscow, Smysl, 1997. 496 p.

8. Zakharov A. I. Nevrozy u detei i podrostkov [Neuroses in Children and Adolescent]. Leningrad, Meditsina, 1988. 174 p.

9. Spivakovskaya A. S. Profilaktika detskikh nevrozov [Preventive Measures of Child Neuroses]. Moscow, MGU, 1988. 200 p.

10. Garbuzov V. I. Nervnye deti: Sovety vracha [Nervous Children: Doctor’s Recomendations]. Leningrad, Meditsina, 1990. 176 p.

11. Detskaya i podrostkovaya psikhiatriya. Klin. lekts. dlya professionalov. Pod red. Yu. S. Shevchenko [Child and Adolescent Psychiatry. Clinical Lectures for Profs]. Moscow, MIA, 2011. 928 p.

12. Imedadze N. V. Trevozhnost' kak faktor ucheniya v doshkol'nom vozraste. Psikhologicheskie issledovaniya [Anxiety as a Factor of Learning at Preschool Age. Psychological Research]. Tbilisi, 1966. pp. 49–57.

13. Spielberger Ch. D. Kontseptual'nye i metodologicheskie problemy issledovaniya trevozhnosti. Stress i trevoga v sporte. Sost. Yu. L. Khanin [Concept and Methodological Problems of Anxiety Research. Stress and Anxiety in Sports. Drafted by Yu. L. Khanin]. Moscow, FiS, 1983. pp. 12–24.

14. Khekkhauzen Kh. Motivatsiya i deyatel'nost' [Motivation and Action]. St. Petersburg, Piter, 2003. 860 p.

15. Psikhologicheskii slovar'. Pod red. V. P. Zinchenko, B. G. Meshcheryakova. 2-e izd., pererab. i dop [Psychological Dictionary. Edited by V. P. Zinchenko, B. G. Meshcheryakov. 2nd edition, revised and enlarged]. Moscow, Pedagogika-Press, 1996. 440 p.

16. Prikhozhan A. M. Trevozhnost' u detei i podrostkov: psikhologicheskaya priroda i vozrastnaya dinamika [Anxiety in Children and Adolescent: Psychological Reasons and Age Specific]. Moscow, NPO «Modek», 2000. 304 p.

17. Kovalev V. V. Psikhiatriya detskogo vozrasta: Ruk-vo dlya vrachei. 2-e izd., pererab. i dop [Pediatric Psychiatry: Guidance for Doctors. 2nd edition, revised and enlarged]. M.: Meditsina. 1995. 560 s.

18. Myasishchev V. N. Psikhologiya otnoshenii [Psychology of Relationships]. Voronezh, NPO «Modek», 1998. 363 p.

19. Bozhovich L. I. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste [Personality and its Formation in Childhood]. Moscow, Prosveshchenie, 1968. 209 p.

20. Eidemiller E. G., Yustitskis V. Psikhologiya i psikhoterapiya sem'I [Family Psychology and Psychotherapy]. St. Petersburg, Piter, 1999. 656 p.

21. Rabochaya kniga prakticheskogo psikhologa. Pod red. V. Shapar', A. Timchenko, V. Shvydchenko [Handbook of Practising Psychologist. Edited by V. Shapar', A. Timchenko, V. Shvydchenko]. Moscow, AST, 2005. pp. 603–606.

22. Lyutova E. K., Monina G. B. Trening effektivnogo vzaimodeistviya s det'mi [Training of Effective Cooperation with Children]. St. Petersburg, Rech', 2001. 190 p.

23. Temml R., Dorki M., Amen V. Test trevozhnosti [Anxiety Test]. Moscow, Medik, 1992. 21 p.

24. Khomentauskas G. T. Voprosi psikhologii — Psychological Questions. 1986; 1: 165–170.

25. Venger A. L. Psikhologicheskie risunochnye testy: Ill. Ruk-vo [Psychological Pictured Tests: Illustrated Guideline]. Moscow, VLADOS-PRESS, 2003. 160 p.


Рецензия

Для цитирования:


Мазурова Н.В., Трофимова Ю.А. ВЗАИМОСВЯЗЬ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ. Вопросы современной педиатрии. 2013;12(3):82-88. https://doi.org/10.15690/vsp.v12i3.686

For citation:


Mazurova N.V., Trofimova Yu.A. CORRELATION BETWEEN PRESCHOOL CHILDREN ANXIETY AND STYLE OF FAMILY UPBRINGING. Current Pediatrics. 2013;12(3):82-88. (In Russ.) https://doi.org/10.15690/vsp.v12i3.686

Просмотров: 2069


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1682-5527 (Print)
ISSN 1682-5535 (Online)