СЕМЬЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
https://doi.org/10.15690/vsp.v11i4.353
Аннотация
В статье обсужден вклад семейных и социальных факторов в психофизическое развитие детей и подростков, влияние перинатального периода жизни на их дальнейшее психическое развитие; указано на важную роль грудного вскармливания в формировании психосоматического здоровья. Также упомянута роль воспитательных родительских практик в социализации детей и подростков, предупреждении девиантных форм поведения и адаптации детей к условиям школьного обучения. Рассказано о патогенном влиянии новых информационных технологий на психику детей и подростков, что послужило причиной появления новых форм патологических зависимостей (Интернет-аддикции).
Об авторах
А. Ю. БерезанцевРоссия
Березанцев Андрей Юрьевич, доктор медицинских наук, профессор, ведущий научный сотрудник НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением
В. Г. Булыгина
Россия
П. В. Абольян
Россия
Список литературы
1. Дмитриева Т. Б. Социальная психиатрия в детско-подростковом возрасте — клиническая реальность нашего времени. Росс. психиатрический журнал. 1999; 3: 9–14.
2. Семке В. Я., Положий Б. С. Пограничные состояния и психическое здоровье. Томск: Изд-во Томского Университета. 1990. 209 с.
3. Чикин С. Я. Врачи — философы. М: Медицина. 1990. 384 с.
4. Давыдовский И. В. Проблемы причинности в медицине. М.: Медицина. 1962. 127 с.
5. Андреев И. Л., Березанцев А. Ю. Взаимосвязь психического и соматического здоровья человека. Человек. 2010; 2: 135–142.
6. Назарова Л. Н. Психиатрическая помощь детям младшего школьного возраста с непсихотическими психическими расстройствами. Росс. психиатрический журнал. 2009; 5: 77–80.
7. Durlak J. A., Wells A. M. Primary prevention mental health programs for children and adolescents: ameta-analytic review. Am. J. Community Psychology. 1997; 25: 115–152.
8. Barker W., Anderson R., Chalmers B. Child Protection: The Impact of the Child Development Programme. University of Bristol, Early Childhood Development Unit. 1992.
9. Olds D. L. The prenatal/early infancy project/In: R. H. Price et al. 14 Ounces of Prevention: A Casebook for Practitioners. Washington: American Psychological Association. 1998.
10. Дженкинс Р., Мак Каллок Э., Фридли Л., Паркер К. Вопросы разработки национальной политики в области психического здо- ровья. Пер. с англ. М: МЕДПРАКТИКА-М. 2005. 228 с.
11. Добряков И. В. Перинатальная психология и психотерапия: определение, становление и развитие. Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2009; 9 (1): 5–12.
12. Батуев А. С., Соколова Л. В. Учение о доминанте как теоре- тическая основа формирования системы «мать–дитя». Вестн. Ленинградского университета. 1994; 2 (10): 85–102.
13. Фатеева Е. М., Цареградская Ж. В. Грудное вскармливание и психологическое единство «мать–дитя». М.: АГАР. 2000. 184 с.
14. Филиппова Г. Г. Перинатальная психология и психология родительства — новая область исследования психологии. Журн. практического психолога. 2003; 4–5: 3–21.
15. Айламазян Э. К. Психика и роды. С.-Пб.: Яблочко. 1996. 234 с.
16. Воронцов И. М., Фатеева Е. М., Хазенсон Л. Д. Естественное вскармливание детей. С.-Пб.: ЛПМИ. 1993. 199 с.
17. Внешняя среда и психическое развитие ребенка / под ред. Р. В. Тонковой–Ямпольской, Е. Шмидт–Кольмер, Э. Хаби нако вой. М.: Медицина. 1984. 207 с.
18. Авдеева А. А., Старых Э. Ф., Прокопцева Н. Л. и др. Влияние вида вскармливания детей первого года жизни на их интеллек- туальное и физическое развитие до 8-летнего возраста. Матлы научн.-практ. конференции педиатров России «Фармакотерапия и фармакогенетика в педиатрии». М., 2000. С. 3–4.
19. Angelsen N. K., Vic T., Jacobsen G., Bakketeig L. S. Breastfeeding and cognitive development at ages 1 and 5 years. Arch. Dis. Child. 2001; 85: 183–188.
20. Mortensen E. L., Michaelsen K. F., Sanders S. A., Reinisch J. M. The association between duration of breast-feeding and adult intelligence. JAMA. 2002; 287: 2365–2371.
21. Джумагазиев А. А. Значение грудного вскармливания и психологического единства мать и дитя для нервно-психического развития ребенка. Вопросы детской диетологии. 2004; 2 (6): 13–15.
22. Майорова С. Н. Противоречия и парадоксы воспитательной ситуации в России начала XXI века. Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2009; 9 (1): 45–52.
23. Тощенко Ж. Т. Кентавр-проблема в познании и преобразующей деятельности человека. Социологические исследования. 2005; 6: 4–7.
24. Березанцев А. Ю., Булыгина В. Г., Чайнова В. Н. Клинико-пси- хо логические аспекты формирования здоровья детей и подростков. Проблемы управления здравоохранением. 2009; 5: 108–114.
25. Березанцев А. Ю., Абольян Л. В., Сырцова Л. Е. Формирова- ние здоровья семьи: теоретические и прикладные аспекты. Общественное здоровье и профилактика заболеваний. 2005; 2: 31–38.
26. Brener V. Psychology of computer use: parameters of internet use, abuse and addiction: the first 90 days of the internet usage survey. Psychological reports. 1997; 80; 879–882.
27. Shaffer H. J., Hall M. N., Van der Bilt J. Computer addiction: a critical consideration. American J. Orthopsychiatry. 2000; 70 (2): 162–168.
28. Plusquellec M. Are virtual worlds a threat to the mental health of children and adolescents? Arch. Pediatry. 2000; 7 (2): 209–210.
29. Stein D. J. Internet addiction, internet psychotherapy. American J. Psychiatry. 1996; 153 (7): 861–869. 30. Cunningham J. A., Humphreys K., Koski-Jannes A. Providing personalized assessment feed-back for problem drinking on the internet. J. Study Alcogolism. 2000; 61 (6): 794–798.
Рецензия
Для цитирования:
Березанцев А.Ю., Булыгина В.Г., Абольян П.В. СЕМЬЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. Вопросы современной педиатрии. 2012;11(4):7-12. https://doi.org/10.15690/vsp.v11i4.353
For citation:
Berezantsev A.Yu., Bulygina V.G., Abol'yan L.V. FAMILY, SOCIAL ECOLOGY AND PSYCHOSOMATIC HEALTH OF CHILDREN AND ADOLESCENTS. Current Pediatrics. 2012;11(4):7-12. (In Russ.) https://doi.org/10.15690/vsp.v11i4.353