Preview

Вопросы современной педиатрии

Расширенный поиск

Инструменты оценки речевого и языкового развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: обзор литературы

https://doi.org/10.15690/vsp.v23i3.2752

Аннотация

Для оценки речевого и языкового развития детей предложен широкий спектр методик, в связи с чем задача выбора подходящего инструмента оценки не всегда тривиальна. В настоящей статье представлен обзор методик, применимых для обследования русскоговорящих детей, выделены параметры, необходимые для их сравнения и, соответственно, выбора. Обзор может быть полезен исследователям в области детского речевого и языкового развития, специалистам, использующим инструменты оценки детской речи на практике (педиатрам, логопедам, дефектологам), а также педагогам и родителям.

Об авторах

В. П. Лелик
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Лелик Валерия Павловна - стажер-исследователь, Центр языка и мозга НИУ ВШЭ.

101000, Москва, Кривоколенный пер., д. 3, К3-309


Раскрытие интересов:

является разработчиком адаптации для русского языка диагностического инструмента «Средний размер парадигмы» (англ. Mean Size of Paradigm; MSP), упомянутого в статье



М. Д. Дьячкова
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Москва


Раскрытие интересов:

является разработчиком адаптации для русского языка диагностического инструмента «Индекс продуктивности синтаксиса» (англ. Index of Productive Syntax; IPS), упомянутого в статье



С. В. Дорофеева
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Москва


Раскрытие интересов:

является разработчиком диагностического инструмента «Батарея тестов ЗАРЯ», упомянутого в статье



Список литературы

1. Rose E, Lehrl S, Ebert S, Weinert S. Long-term relations between children’s language, the home literacy environment, and socioemotional development from ages 3 to 8. Early Education and Development. 2018;29(3):342–356. https://doi.org/10.1080/10409289.2017.1409096

2. Turker S, Kuhnke P, Eickhoff SB, et al. Cortical, subcortical, and cerebellar contributions to language processing: A meta-analytic review of 403 neuroimaging experiments. Psychol Bull. 2023. https://doi.org/10.1037/bul0000403

3. Eriksson M, Myrberg K. How the communicative development inventories can contribute to clinical assessments of children with speech and language disorders. Front Psychol. 2023;14:1176028. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1176028

4. Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. — М.: РГБ; 2008.

5. Marchman VA, Dale PS. The MacArthur-bates communicative development inventories: updates from the CDI advisory board. Front Psychol. 2023;14:1170303. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1170303

6. Елисеева М.Б., Рыскина В.Л., Вершинина Е.А. Макартуровский опросник: русская версия. Оценка речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста. Нормы развития. Образцы анализа. Комментарии. — 3-е изд., испр. и доп. — Иваново: ЛИСТОС; 2021.

7. Ощепкова Е.С. Оценка развития речи у детей: обзор зарубежных методик // Вопросы психолингвистики. — 2020. — № 2. — С. 110–123. — https://doi.org/10.30982/2077-5911-2020-44-2-110-123

8. Баева А.А. Обзор методов диагностики раннего речевого развития // Новое в психолого-педагогических исследованиях. — 2019. — № 1. — С. 5–12.

9. Коломиец С.В., Шот Ю.С. Валидный инструментарий оценки когнитивных функций и речевого статуса детей с различными патологиями // Научный диалог. — 2023. — Т. 12. — № 4. — С. 106–129. — https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-4-106-129

10. Коткова А.В., Баландина О.В., Альбицкая Ж.В. и др. Методы диагностики речевых расстройств у детей (обзор литературы) // Вопросы психического здоровья детей и подростков. — 2022. — Т. 22. — № 2. — С. 102–114.

11. Браудо Т.Е., Бобылова М.Ю., Казакова М.В. Онтогенез речевого развития // Русский журнал детской неврологии. — 2017. — Т. 12. — № 1. — С. 41–46. —https://doi.org/10.17650/2073-8803-2017-12-1-41-46

12. Адер Л. Б. Значимость и актуальность проблемы классификации речевых нарушений в специальной педагогике-логопедии // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Психолого-педагогические науки. — 2017. — № 5. — С. 3–11.

13. Балашкина Е.Д. Логопедическая диагностика дизорфографии у младших школьников // Современные научные исследования и разработки. — 2018. — Т. 3. — № 4. — С. 184–185.

14. Stern C, Stern W. Die Kindersprache: eine psychologische und sprachtheoretische Untersuchung. Leipzig: Johann Ambrosius Barth; 1907. Vol. 1.

15. Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию. — М.: Изд-во Академии наук СССР; 1963.

16. Цейтлин С.Н., Воейкова М.Д. Санкт-Петербургская школа онтолингвистики // Вопросы психолингвистики. — 2019. — № 1 (39). — С. 182–205. —https://doi.org/10.30982/2077-5911-2019-39-1-182-205

17. Русецкая М.Н., Величенкова О.А., Ушакова Е.В., Преснова О.В. Разработка и апробация скрининга речевого развития старших дошкольников // Современное дошкольное образование. — 2021. — № 5. — С. 70–80. — https://doi.org/10.24412/1997-9657-2021-5107-70-80

18. Макарова А.Б., Юнг И.Н. Диагностический материал для логопедического обследования — речевая карта с инструментарием // Становление психологии и педагогики как междисциплинарных наук. — Магнитогорск: Аэтерна; 2021. — С. 158–160.

19. Илюк М., Волкова Г. Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — СПб.: КАРО; 2016.

20. Медведева Е.Ю., Ольхина Е.А. К вопросу об особенностях письма у обучающихся с алалией // Проблемы современного педагогического образования. — 2020. — № 69-3. — С. 216–219.

21. Попкова Е.Н., Селиванова Ю.В. Особенности усвоения лексико-грамматических категорий детьми с нарушением интеллекта // Специальное образование и социокультурная интеграция. — 2021. — № 4. — С. 234–239.

22. Алмазова А.А. Актуальные направления профессиональной лингвистической подготовки логопедов // Специфические языковые расстройства у детей: вопросы диагностики и коррекционно-развивающего воздействия. — М.: Логомаг; 2018. — С. 26–29.

23. MacWhinney B. The CHILDES project: Tools for analyzing talk. Volume I: Transcription format and programs. Psychology Press; 2000.

24. MacWhinney B. Tools for analyzing talk, part 1: The chat transcription format. Carnegie; 2017. p. 16.

25. MacWhinney B. Tools for analyzing talk part 2: The CLAN program. In: Talkbank.org. 2024. https://doi.org/10.21415/T5G10R

26. Lưu A, Koval P, Malamud, SA, Dubinina IY. Creating a Large-Scale Audio-Aligned Parsed Corpus of Bilingual Russian Child and ChildDirected Speech (BiRCh): Challenges, Solutions, and Implications for Research. Bakhtiniana: revista de estudos do discurso. 2022;17(4):223–261. https://doi.org/10.1590/2176-4573e55831

27. Brown R. A first language: The early stages. Harvard University Press; 1973.

28. Tomas E, Dorofeeva S. Mean length of utterance and other quantitative measures of spontaneous speech in Russian-speaking children. J Speech Lang Hear Res. 2019;62(12):4483–4496. https://doi.org/10.1044/2019_jslhr-l-18-0339

29. Xanthos A, Laaha S, Gillis S, et al. On the role of morphological richness in the early development of noun and verb inflection. First Language. 2011;31(4):461–479. https://doi.org/10.1177/0142723711409976

30. Scarborough HS. Index of productive syntax. Appl Psycholinguist. 1990;11(1):1–22. https://doi.org/10.1017/S0142716400008262

31. Дьячкова М.Д., Секерина И.А., Дорофеева С.Д. Разработка и апробация Индекса продуктивности синтаксиса при освоении именных групп русскоговорящими детьми // Когнитивная наука в Москве: новые исследования: материалы конференции, 21–22 июня 2023 г. / под ред. Е.В. Печенковой, М.В. Фаликман, А.Я. Койфман. — М.: ООО «Буки Веди», Московский институт психоанализа; 2023. — С. 583–587.

32. Гомозова М.А., Арутюнян В.Г., Лопухина А.А., Драгой О.В. Инструмент для комплексного обследования речевых навыков КОРАБЛИК и опыт его применения в группе младших школьников с РАС // Аутизм и нарушения развития. — 2021. — Т. 19. — № 4. — С. 24–31. — https://doi.org/10.17759/autdd.2021190403

33. Gomozova M, Lezzhova V, Dragoy O, Lopukhina A. Testing the Continuum/Spectrum Model in Russian-Speaking Children With and Without Developmental Language Disorder. J Speech Lang Hear Res. 2024;67(5):1461–1477. https://doi.org/10.1044/2024_JSLHR-23-00596

34. Zimmerman IL, Steiner VG, Pond RE. Preschool Language Scale, Fourth Edition (PLS-4). APA PsycTests; 2002.

35. Таланцева О.И., Ан Ю.О., Жукова М.А. и др. Психометрические свойства русскоязычной версии «Языковых шкал для дошкольников» пятого пересмотра (PLS-5): исследование с помощью классической теории тестов и современной теории тестирования // Клиническая и специальная психология. — 2022. — Т. 11. — № 2. — С. 174–195. —https://doi.org/10.17759/cpse.2022110211

36. Жукова М.А., Корнилов С.А., Симмонс Э.Ш., Григоренко Е.Л. Диагностика развития языка и речи с помощью «Языковых шкал для дошкольников» (Preschool Language Scales): анализ индивидуального случая // Вопросы психологии. — 2016. — № 5. — С. 154–164.

37. Rey A. L’examen clinique en psychologie. Les Etudes Philosophiques. 1958; 13 (4): 561-562.

38. Тест Рея: разработка мультиязычного цифрового приложения для диагностики нарушений памяти у детей // Единая государственная информационная система учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (ЕГИСУ НИОКТР): официальный сайт. 17 февраля 2023. Доступно по: https://www.rosrid.ru/ikrbs/detail/1VAXAUGETR0S37LT1RMTYHSN. Ссылка активна на 25.01.2024.

39. Dorofeeva SV, Laurinavichyute A, Reshetnikova V, et al. Complex phonological tasks predict reading in 7 to 11 years of age typically developing Russian children. Journal of Research in Reading. 2020;43(4):516–535. https://doi.org/10.1111/1467-9817.12327

40. Дорофеева С.В., Драгой О.В. Методическое руководство к батарее тестов для оценки навыков фонологической обработки ЗАРЯ (Звуковой Анализ Русского Языка) // Высшая школа экономики: официальный сайт. Доступно по: https://www.hse.ru/data/2021/08/25/1414837805/RuToPP_manual.pdf. Ссылка активна на 10.12.2023.

41. Dunn LM, Dunn DM. Peabody picture vocabulary test, Fourth Edition (PPVT-4). Bloomington, MN: Pearson; 2007.

42. Картушина Н.А., Ощепкова Е.С., Алмазова О.В., Бухаленкова Д.А. Опыт использования методики Пибоди в оценке пассивного словарного запаса дошкольников // Клиническая и специальная психология. — 2022. — Т. 11. — № 4. — С. 205–232. — doi: https://doi.org/10.17759/cpse.2022110409

43. Denman D, Speyer R, Munro N, et al. Psychometric properties of language assessments for children aged 4–12 years: A systematic review. Front Psychol. 2017;8:1–28. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2017.01515

44. Pavelko SL, Price LR, Owens RE Jr. Revisiting reliability: Using Sampling Utterances and Grammatical Analysis Revised (SUGAR) to compare 25-and 50-utterance language samples. Lang Speech Hear Serv Sch. 2020;51(3):778–794. https://doi.org/10.1044/2020_LSHSS-19-00026

45. Hernandez M, Ronderos J, Castilla-Earls AP. Diagnostic accuracy of grammaticality and utterance length in bilingual children. Lang Speech Hear Serv Sch. 2024;55(2):577–597. https://doi.org/10.1044/2024_LSHSS-23-00100

46. Güngör B, Önder A. Development of English picture vocabulary test as an assessment tool for very young EFL learners’ receptive and expressive language skills. Early Education and Development. 2023;34(2):572–589. https://doi.org/10.1080/10409289.2022.2043134

47. Жукова М.А. Психологические и психофизиологические особенности языкового развития детей и взрослых с опытом институционализации: дис. ... канд. психол. наук. — СПб.; 2018. — 166 с.


Рецензия

Для цитирования:


Лелик В.П., Дьячкова М.Д., Дорофеева С.В. Инструменты оценки речевого и языкового развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: обзор литературы. Вопросы современной педиатрии. 2024;23(3):131-144. https://doi.org/10.15690/vsp.v23i3.2752

For citation:


Lelik V.P., Dyachkova M.D., Dorofeeva S.V. Speech and Language Assessment Tools for Preschool and Primary School Children: Literature Review. Current Pediatrics. 2024;23(3):131-144. (In Russ.) https://doi.org/10.15690/vsp.v23i3.2752

Просмотров: 744


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1682-5527 (Print)
ISSN 1682-5535 (Online)