Preview

Вопросы современной педиатрии

Расширенный поиск

ОТСТАВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ПРАКТИКЕ ПЕДИАТРА И ДЕТСКОГО НЕВРОЛОГА

https://doi.org/10.15690/vsp.v14i1.1272

Полный текст:

Аннотация

Рассматриваются основные клинические формы и причины нарушений развития речи у детей. Представлены современные данные о роли нейробиологических факторов в патогенезе отставания речевого развития, в т.ч. раннего органического повреждения центральной нервной системы в связи с патологией течения беременности и родов, а также генетических механизмов. Для ранней и точной диагностики речевых нарушений у детей необходимо учитывать закономерности нормального речевого развития. Приводятся показатели предречевого и речевого развития у детей, а также описание скринингового метода определения отставания в развитии речи. Основными направлениями комплексной коррекции являются логопедическая, психолого-педагогическая, психотерапевтическая помощь, а также медикаментозное лечение. Показаны возможности лекарственной терапии при дисфазии (алалии).

 

Об авторах

Н. Н. Заваденко
Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова, Москва, Российская Федерация
Россия

доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики педиатрического факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова 



И. О. Щедеркина
Морозовская детская городская клиническая больница, Москва, Российская Федерация
Россия


А. Н. Заваденко
Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова, Москва, Российская Федерация
Россия


Е. В. Козлова
Морозовская детская городская клиническая больница, Москва, Российская Федерация
Россия


К. А. Орлова
Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова, Москва, Российская Федерация
Россия


Л. А. Давыдова
Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова, Москва, Российская Федерация
Россия


М. М. Дороничева
Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова, Москва, Российская Федерация
Россия


А. А. Шадрова
Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова, Москва, Российская Федерация
Россия


Список литературы

1. Baranov А.А. Sostoyanie zdorov'ya detey v Rossiyskoy Federatsii [Health Status of Children in the Russian Federation]. Pediatriya = Pediatrics. Consilium medicum. 2012;91(3):9–14.

2. MKB-10 = Mezhdunarodnaya klassifikatsiya bolezney (10-y peresmotr). Klassifikatsiya psikhicheskikh i povedencheskikh rasstroystv. Issledovatel'skie diagnosticheskie kriterii [ICD-10 — International Classification of Diseases (10th revision). Classification of Mental and Behavioral Disorders. Research Diagnostic Criteria]. St. Petersburg, 1994. 208 p.

3. Aicardi G., Baks М., Gillberg Ch. Zabolevaniya nervnoy sistemy u detey [Diseases of the Nervous System in Children]. Transl. from Engl. Ed. by Skoromets A.A. Мoscow, Izdatel'stvo Panfilova, BINOM, 2013. 1036 p.

4. Kornev A.N. Osnovy logopatologii detskogo vozrasta: klinicheskie i psikhologicheskie aspekty [Principles of the Infantile Lalopathology: Clinical and Psychological Aspects]. St. Petersburg, Rech, 2006. 380 p.

5. Bonneau D., Verny C., Uze J. Genetics of specific language impairment. Arch. Pediatr. 2004;11(10):1213–1216.

6. N’okikt’en Ch. Detskaya povedencheskaya nevrologiya [Pediatric Behavioural Neurology]. V. 2. Мoscow, Terevinf, 2010. 336 p

7. Beesems M.A.G. Developmental Dysphasia. Theory Diagnosis and Treatment. Amsterdam: Developmental Dysphasia Foundation. 2007. 11 p.

8. Volkova L. S., Shakhovskaya S. N. Logopediya [Logopaedics]. 5th ed. Мoscow, Vlados, 2009. 703 p.

9. Sapozhnikov Ya.M., Cherkasova Ye.L., Minasyan V.S., Mkhitaryan A.S. Narusheniya rechi u detey [Speech Disorders in Children]. Pediatriya im. G.N. Speranskogo = PEDIATRIYA-MOSCOW. 2013;92(4):82–87.

10. Simashkova N.V. Rasstroystva autisticheskogo spektra. Nauchno-prakticheskoe rukovodstvo [Autism Spectrum Disorders. Scientific and Practical Guide]. Мoscow, Avtorskaya Akademiya, 2013. 264 p.

11. Asmolova G.A., Zavadenko A.N, Zavadenko N.N., Kozlova E.V., Medvedev M.I., Rogatkin S.O., Volodin N.N., Shklovskiy V.M. Rannyaya diagnostika narusheniy razvitiya rechi. Osobennosti rechevogo razvitiya u detey s posledstviyami perinatal'noy patologii nervnoy sistemy. Metodicheskie rekomendatsii [Early Diagnosis of Developmental Disorders of Speech. Features of Speech Development in Children with Consequences of Perinatal Pathology of the Nervous System. Recommendation Practices]. Мoscow, Soyuz pediatrov Rossii, Rossiyskaya assotsiatsiya spetsialistov perinatal'noy meditsiny, 2014. 76 p.

12. Saigal S., Doyle L. An overview of mortality and sequelae of preterm birth from infancy to adulthood. Lancet. 2008;371(9608):261–269.

13. Wocadlo C., Rieger I. Phonology, rapid naming and academic achievement in very preterm children at eight years of age. Early Hum. Dev. 2007;83(6):367–377.

14. Guarini A., Sansavini A., Fabbri C., Alessandroni R., Faldella G., Karmiloff-Smith A. Reconsidering the impact of preterm birth on language outcome. Early Hum. Dev. 2009;85(10):639–645.

15. Wolke D., Samara M., Bracewell M., Marlow N. Specific language difficulties and school achievement in children born at 25 weeks gestation or less. J. Pediatr. 2008;152(2):256–262.

16. Mulder H., Pitchford N.J., Hagger M.S., Marlow N. Development of executive function and attention in preterm children: A systematic review. Dev. Neuropsychol. 2009;34(4):393–421.

17. Ribeiro L.A., Zachrisson H.D., Schjolberg S., Aase H., Rohrer-Baumgartner N., Magnus P. Attention problems and language development in preterm low-birth-weight children: Cross-lagged relations from 18 to 36 months. BMC Pediatrics. 2011;11:59. DOI: 10.1186/1471-2431-11-59.

18. Newbury D.F., Winchester L., Addis L., Paracchini S., Buckingham L.L., Clark A., Cohen W., Cowie H., Dworzynski K., Everitt A. et al. CMIP and ATP2C2 modulate phonological short-term memory in language impairment. Am. J. Hum. Genet. 2009;85:264–272.

19. Newbury D.F., Monaco A.P. Genetic Advances in the Study of Speech and Language Disorders. Neuron. 2010;68:309–320.

20. Vernes S.C., Newbury D.F., Abrahams B.S., Winchester L., Nicod J., Groszer M., Alarcon M., Oliver P.L., Davies K.E., Geschwind D.H. et al. A functional genetic link between distinct developmental language disorders. N. Engl. J. Med. 2008;359:2337–2345.

21. Zavadenko N.N., Kozlova E.V. Otsenka pokazateley razvitiya u detey s disfaziey (alaliey) i kompleksnaya korrektsiya ikh narusheniy [Evaluation of Development Indicators in Children with Dysphasia (Alalia) and Integrated Correction of Their Disturbances]. Doktor.ru = Doctor.ru (Neurology, Psychiatry). 2014;6(94):12–16.

22. Zavadenko N.N., Nesterovskiy Yu.E., Kozlova E.V. Klinicheskoe primenenie piritinola v neyropediatrii [Clinical Use of Pyritinol in the Neuropediatrics]. Voprosi sovremennoi pediatrii = Current Pediatrics. 2013;12(4):32–37.

23. Ivanets N.N., Igonin A.L., Savchenko L.M. et al. Entsefabol: aspekty klinicheskogo primeneniya. Sb. nauch. statey [Encephabol: Aspects of Clinical Use. Collection of Scientific Articles]. Мoscow, Sovero-press, 2001. 80 p.


Для цитирования:


Заваденко Н.Н., Щедеркина И.О., Заваденко А.Н., Козлова Е.В., Орлова К.А., Давыдова Л.А., Дороничева М.М., Шадрова А.А. ОТСТАВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ПРАКТИКЕ ПЕДИАТРА И ДЕТСКОГО НЕВРОЛОГА. Вопросы современной педиатрии. 2015;14(1):132-139. https://doi.org/10.15690/vsp.v14i1.1272

For citation:


Zavadenko N.N., Shchederkina I.O., Zavadenko A.N., Kozlova E.V., Orlova K.A., Davydova L.A., Doronicheva M.M., Shadrova A.A. SPEECH DELAY IN THE PRACTICE OF A PAEDIATRICIAN AND CHILD’S NEUROLOGIST. Current Pediatrics. 2015;14(1):132-139. (In Russ.) https://doi.org/10.15690/vsp.v14i1.1272

Просмотров: 914


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1682-5527 (Print)
ISSN 1682-5535 (Online)