РЕДАКЦИОННАЯ СТАТЬЯ 
КЛИНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 
Статья посвящена проблемам введения прикорма и диетотерапии у детей с пищевой аллергией. Пищевая сенсибилизация, как правило, является начальным звеном проявлений аллергии, представляет собой первый шаг так называемого атопического марша, вслед за которым могут развиваться более тяжелые, в том числе респираторные, проявления. Учитывая тот факт, что аллергические заболевания в настоящее время — одна из самых распространенных патологий с тенденцией к росту, актуален правильный выбор продуктов и своевременность введения прикорма, особенно детям с отягощенной наследственностью по аллергии. Данные продукты должны быть максимально безопасны, не вызывать сенсибилизации и одновременно обеспечивать ребенка необходимыми для его возраста макрои микронутриентами. В публикации представлен обзор самых актуальных исследований, проведенных в этом направлении, а также современный подход, основанный на доказательной медицине, представленный в разработанных и утвержденных профессиональной ассоциацией «Союз педиатров России» клинических рекомендациях по пищевой аллергии у детей.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 
В последние годы наблюдается значительный рост распространенности пищевой аллергии. Патологические состояния, связанные с нарушением толерантности к пище, становятся все более актуальной проблемой педиатрии. По данным разных исследователей, аллергическое поражение желудочно-кишечного тракта встречается у 25–50% больных с такой распространенной патологией, как аллергия на белки коровьего молока. Тяжесть заболеваний, связанных с пищевой аллергией, а также их прогноз во многом зависят от ранней диагностики и адекватной лечебной тактики. Трудности и ошибки диагностики гастроинтестинальной пищевой аллергии связаны как с субъективными, так и с объективными причинами, в первую очередь с тем, что гастроинтестинальные реакции на пищу часто носят отсроченный характер и протекают по не-IgE-опосредованному типу. В статье описаны клинические формы гастроинтестинальной пищевой аллергии согласно существующей классификации, даны диагностические алгоритмы и современные, основанные на доказательной медицине и соответствующие международным согласительным документам подходы к дифференциальной диагностике заболевания.
ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ 
Витамин D является значимым фактором риска атерогенных нарушений. Представляет интерес изучение взаимосвязи дефицита витамина D с компонентами метаболического синдрома, инсулинорезистентностью и маркерами хронического воспаления в разных возрастных группах.
Цель исследования: изучить сопряженность компонентов метаболического синдрома и проатерогенных метаболических нарушений с уровнем обеспеченности витамином D у детей и подростков.
Методы. В поперечном (одномоментном) исследовании определяли уровень 25(ОН)D в сыворотке крови у детей и подростков. Связь уровня 25(ОН)D с наличием признаков метаболического синдрома оценивалась в квартильных группах.
Результаты. В исследование включены 319 детей и подростков (из них 49% — девочки) в возрасте 10–15 лет. В I квартиле по уровню 25(ОН)D отмечались более высокие по сравнению с IV квартилем средние значения содержания инсулина (11,5 ± 6,3 и 7,3 ± 4,0 ммоль/л; р < 0,001), индекса HOMA (2,4 ± 0,8 и 1,6 ± 0,7; р < 0,001), индекса массы тела (22,6 ± 4,3 и 19,3 ± 3,9 кг/м2; р = 0,012), окружности талии (68 ± 11 и 61 ± 12 см; р = 0,034), концентрации в крови C-реактивного белка (2,3 ± 1 и 0,9 ± 0,7 мг/мл; р < 0,001), диастолического артериального давления (70 ± 7 и 65 ± 6 мм рт. ст.; р = 0,028), мочевой кислоты (0,29 ± 0,06 и 0,21 ± 0,06 ммоль/л; р = 0,021), глюкозы (4,8 ± 0,6 и 4,6 ± 0,6 ммоль/л; р = 0,011), триглицеридов (0,86 ± 0,37 и 0,72 ± 0,31 ммоль/л; р = 0,017) и более низкие средние значения уровня холестерина липопротеидов высокой плотности (1,38 ± 0,36 и 1,58 ± 0,31 ммоль/л; р = 0,011). Многофакторный регрессионный анализ показал независимую связь уровня 25(ОН)D с уровнем C-реактивного белка (β = -0,55; p < 0,001) и показателем индекса HOMA (β = -0,96; p < 0,001).
Заключение. Низкий уровень витамина D в сыворотке крови у детей ассоциирован с компонентами метаболического синдрома.У пациентов со злокачественными онкогематологическими заболеваниями (ОГЗ) могут отмечаться такие симптомы, как лихорадка, лимфаденопатия, гепатоспленомегалия, боли в суставах, артрит, повышенные скорость оседания эритроцитов (СОЭ) и концентрация С-реактивного белка (СРБ), анемия, которые требуют дифференцирования от клинических проявлений системного ювенильного идиопатического артрита (сЮИА).
Цель исследования: определить диагностические критерии, способные дифференцировать «ревматические маски» ОГЗ от сЮИА.
Методы. В ретроспективное исследование были включены 86 детей с сЮИА и 21 ребенок с ОГЗ, имевшие ревматические «маски» и госпитализированные в ревматологические отделения с первоначальным диагнозом сЮИА. ОГЗ были представлены острым лимфобластным лейкозом (n = 17), нейробластомой (n = 1) и лимфомами (n = 3).
Результаты. Бластные клетки в периферическом анализе крови были выявлены у 9/17 (53%) пациентов с острым лейкозом в разные сроки от момента появления жалоб и госпитализации. Диагностическими критериями, позволяющими дифференцировать ОГЗ от сЮИА, были число активных суставов 3 (диагностическое отношение шансов, ОШ, 4,4; 95% доверительный интервал, ДИ, 1,5–13,2), концентрация СРБ < 15 мг/л (ОШ 5,6; 95% ДИ 1,7–18,4), тромбоциты 307 109/л (ОШ 22,9; 95% ДИ 4,9–107,0), лейкоциты 8,9 109/л (ОШ 50,2; 95% ДИ 6,3–401,3), альбумин > 43,3% (ОШ 28,8; 95% ДИ 5,6–149,2), отсутствие экзантемы (ОШ 39,8; 95% ДИ 8,4–188,5). Наиболее частыми симптомами, обладающими наибольшей специфичностью, были ночные боли (чувствительность 0,57, специфичность 1,0), боли в костях (чувствительность 0,95, специфичность 1,0), патологические переломы (чувствительность 0,14, специфичность 1,0).
Заключение. Выявленные диагностические критерии могут быть использованы для дифференциальной диагностики ОГЗ с ревматическими «масками» и сЮИА.
Не вызывает сомнений необходимость изучения эффективности молочных смесей, выводимых на российский рынок детского питания. Это касается как новых продуктов, так и известных марок смесей, состав которых подвергается изменениям.
Цель исследования: оценить клиническую эффективность адаптированной молочной смеси на основе козьего молока в питании детей первого полугодия жизни.
Методы. Проведено проспективное сравнительное исследование с участием здоровых доношенных детей в возрасте 0–5 мес, находившихся на искусственном (основная группа) или грудном вскармливании (группа сравнения). Переносимость адаптированной молочной смеси на основе козьего молока, динамику антропометрических показателей, изменение состава тела, а также микроскопических характеристик кала и общеклинических и биохимических параметров периферической крови оценивали спустя 1 мес.
Результаты. Хорошая переносимость молочной смеси на основе козьего молока отмечена у 184 (96,8%) из 190 детей основной группы. На фоне приема продукта значимо уменьшилась доля детей с функциональными нарушениями желудочно-кишечного тракта — с 57 (30%) до 27 (14%) (р < 0,001).Физическое развитие, показатели общего анализа крови, уровни ферритина, преальбумина и 25(OH)D у детей основной группы и группы сравнения (n = 71) были сопоставимы и находились в пределах средневозрастных параметров. Качественный анализ уровня специфических IgЕ к белкам козьего молока не выявил сенсибилизации ни у одного из детей, получавших молочную смесь, ни в начале исследования, ни через 1 мес приема продукта.
Заключение. Изученная адаптированная смесь на основе козьего молока может использоваться в питании детей первого полугодия жизни в случаях недостатка или отсутствия материнского молока.
Кобылье молоко является перспективным источником для создания продуктов детского питания.
Цель исследования: оценка пищевой ценности, содержания жирных кислот и аскорбиновой кислоты в кобыльем молоке и продуктах на его основе, а также возможности их использования в детском питании.
Методы. В качестве объектов исследования взято кобылье молоко и продукты на его основе — питьевое молоко, йогурт, кисломолочный продукт и творожная масса. В продуктах определено содержание белков, жиров, углеводов и калорийность. Жирнокислотный состав изучен методом газовой хроматографии, содержание витамина С — методом высокоэффективной жидкостной хроматографии. При расчете суточного потребления молочных и кисломолочных продуктов для детей в возрасте от 1 года до 11 лет использовали рекомендации Союза педиатров России, а также нормы физиологической потребности.
Результаты. Обнаружено, что для продуктов на основе кобыльего молока характерна низкая калорийность. Детям в возрасте 12–23 мес включение в рацион продуктов на основе кобыльего молока позволит удовлетворить потребность в омега-6 на 15–34%, в омега-3 на 15–23%, в витамине С на 39,6–57,3% от рекомендуемой суточной дозы. Для детей в возрасте от 2 до 11 лет ежедневное потребление 200 мл йогурта на основе кобыльего молока обеспечивает суточную дозу в омега-6 на 4,3–14,5%, в омега-3 на 6,4–12,0%, в витамине С на 23,8–31,7% от рекомендуемой.
Заключение. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о целесообразности включения кисломолочных продуктов на основе кобыльего молока в рацион питания детей в возрасте от 1 года до 11 лет.
КЛИНИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ 
Инфекция, вызываемая Haemophilus influenzae у детей, регистрируется в виде спорадических случаев и характеризуется полиморфизмом клинической симптоматики (ринофарингит, гнойный менингит, острый эпиглоттит, панникулит и др.), что затрудняет своевременные диагностику и лечение этой патологии. У детей раннего возраста гемофильная инфекция (тип b) часто протекает в виде генерализованных форм и может заканчиваться летально. В статье представлены данные литературы и результаты собственных клинических наблюдений случаев гемофильной инфекции, протекавших с картиной гнойного менингита и панникулита у детей раннего возраста. Обсуждаются тактика комплексной терапии и способы профилактики гемофильной инфекции.
МНЕНИЕ ПО ПРОБЛЕМЕ 
В статье представлена классификация внутрижелудочковых кровоизлияний (ВЖК), которая содержится в Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), 10-го пересмотра. Систематизация ВЖК, выполненная более 30 лет назад, в настоящее время устарела. Обсуждаются противоречия, имеющиеся в классификации ВЖК. Автором подчеркивается нейросонографическая основа настоящей классификации и предлагается ее морфологический вариант, который должен стать базовым как для нейровизуализации, так и для клинической диагностики. На основании проведенного анализа высказано мнение исключать любые классификации ВЖК из МКБ нового пересмотра.
Скрининговые медицинские осмотры детского населения представляют собой мощный инструмент мониторинга здоровья подрастающего поколения, другими словами — это активный метод динамического наблюдения за состоянием здоровья детей. Цель скрининга — раннее выявление отклонений от нормы с дальнейшей постановкой на учет, диспансерным наблюдением и комплексным лечением больных. На сегодняшний день в Российской Федерации действует регламентирующий документ по проведению профилактических периодических и предварительных осмотров (Приказ МЗ РФ № 1346). Проблема заключается в нехватке времени и ресурсов, что приводит к формальному подходу к этому необходимому разделу профилактической работы. В статье предлагаются выходы из сложившейся ситуации, которые бы удовлетворили и руководителей, и самих участковых педиатров.
ISSN 1682-5535 (Online)